В данной статье я расскажу о воровстве на нижнем уровне, как воруют начальники участков, прорабы и даже рядовые рабочие.
Перед этим поясню что 70-90 % воруется на уровне руководства, на всякие взятки откаты и прочее.
Схемы воровства наверху мне незнакомы, однако я некоторое время тесно общался с проектировщиками, а брат работал снабженцем в Автодоре поэтому многое из этой темы мне известно. И вот несмотря на то, что прорабам и рабочим уже приходится работать в условиях дико ограниченных ресурсов и бюджетов это не мешает им воровать и дальше.
Размах и масштабы наверху поражают воображение. Количество сворованного материала измеряется просто КАМАЗАМИ
Ощущение, что 90-е никуда и не уходили. Если честно я не до конца верю тому, что мне рассказывали, даже собственному брату, но рассказывали следующее:
По бумагам построили и приняли дорогу до деревни, поворот с трассы и дорога до самого села примерно 2.5 километра. По факту сделали 100 метров после поворота, остальное ямочный ремонт, но по бумагам там новая дорога.
Ширина обочины по бумагам на 15-20 см больше практически по всей длине трассы, кроме участков, заранее обговоренных куда привозили чиновников, проверяющих и делали замеры и фотографии.
Тоже самое со слоем песка, щебенки, асфальта, качеством усадки грунта и песка и куча всего. Это все вынужденные меры экономии после того, как наверху начальство набило себе карманы.
Еще по бумагам построены бытовки для рабочих, по факту привезены 2 древних вагончика, а часть работ дорожной техникой не выполнялась вовсе. Могли не выровнять площадку под песок, а привести и высыпать его тупо на пашню, потому что всем наплевать.
Ну и естественно дешевая доломитовая щебенка, вместо нормальной гранитной - это норма при строительстве наверное всех дорог в России.
Но еще раз повторю это последствия воровства на верхнем уровне.
Когда я рассказал брату о требованиях, которые были заложены в проекте
- видел в живую, сам работал проектировщиком, но в другом отделе
при строительстве дороги - он дико посмеялся. Потом правда сказал, что определенный участок дороги строят по всем правилам, с него потом берут пробу,
вся остальная трасса построена уже с нарушением всего, чего только можно.
Но на этом не ограничиваются... Дальше уже больше СМЕХ, а не ужас.
Прораб мог обворовать дорожные знаки! Заранее подпилить трубу, в результате знак становился чуть ниже, а прораб получал 1 кг чермета с каждого знака. Такая же схема с бордюрами.
Воровалось оборудование, привозились старые нерабочие болгарки, той же марки, а рабочие забирались домой.
Воровалась даже спец-одежда, по той же схеме, что и болгарки.
Ну и самая прибыльная статься это продажа строительных материалов местным жителям. В доле все, прораб, рабочие, сторож. Рабочие ходили и сами предлагали щебенку и песок, договаривались и получали 50 % с каждого найденного клиента. Остальные деньги шли сторожу и прорабу. Идеальная сетевая структура. В итоге и без того тонкий слой песка и щебня уменьшался до совсем неприличного.
Понятное дело, что основной ущерб наносит воровство на уровне руководителей. На определенный участок трассы положено 20 камазов качественного щебня, а туда привезли 12 некачественного, а потом рабочие распродали еще 1 камаз.
Но какой смысл рассуждать кто больше виноват, воруют все, и страдают тоже все, включая нас с вами, нам же по этим горе дорогам потом ездить.
P/s описываемые события и факты имели место в период с 2012 по 2014 годы.