"Не с рассвета, с подъема начинается день, отвыкаем от дома, от бревенчатых стен... Звуки горна не смолкли, мы в строю. Рысаки! И придирчиво смотрит старшина на носки". Е. Ерхов.
Продолжение статьи:" Хирург с лопатой. Тапа. Отцы- командиры."
Учеба наша началась с первого дня нахождения в части. Отцы-командиры должны были из нас, вчерашних гражданских пацанов, совершенно разных по росту, темпераменту, интеллекту, характеру, сотворить хорошо образованных солдат, знающих все тонкости армейской службы и инженерной техники. Максимальная нагрузка легла на наши неокрепшие плечи в две первые недели учебы до принятия присяги. Нас научили утром после команды"Рота, подъём" выскакивать на улицу с голым торсом, потом бежать небольшой кросс по территории части, попутно посетив туалет. После кросса зарядка, уборка постелей, утренний осмотр, небольшой тренаж по строевой подготовке или ОМП, потом завтрак.
После первых неудач уложиться в норматив после команды "Газы" практически весь взвод побрили свои головы. После этой процедуры, противогазы залетали на голову легко и быстро. В норматив укладывались четко.
После завтрака мы направлялись на учебу в классы. Здесь, в учебных классах, на протяжении полугода мы изучали все дисциплины, связанные с нашей воинской специальностью.
Подрывное дело, мины СА и стран вероятного противника, установка минных полей, разминирование, уничтожение фугасов, самые уязвимые точки при минировании мостов, зданий, техники.
Изучали все уставы СА, поражающие факторы оружия массового поражения, устройство и применение нашего ДИМа. Здесь также проходили политзанятия, учились делать зажигательные трубки перед выходом в поле на занятия по подрывному делу. Перед выходом на стрельбище изучали теорию ведения прицельного огня из АК. По основным дисциплинам занятия вел сам комвзвода, по вспомогательным-сержанты. Перед классами были оборудованные курилки, где мы отдыхали на переменах.
В те дни, когда практические занятия были в поле, в классы попадали после обеда. Часы после обеда отводились для самоподготовки. В эти часы мы повторяли то, что нам давали на предыдущих занятиях. Не усвоил материал за эти часы, учи в казарме в личное время.
Нам, в отличие от курсантов, которые изучали УР-67 и ГМЗ (секретные изделия в то время), конспекты в казарму брать не запрещали. Иногда, во время самоподготовки, мы, рискуя, умудрялись писать домой письма. Цена риска- наряд вне очереди, если сержант или взводный заметили.
Кроме занятий в классе много времени проводили в физгородке, совершенствуя свою физическую подготовку. Отжимания, упражнения для пресса, подтягивание, подъём переворотом, выход силой на турнике, кросс, все это укрепляло наши тела. Тренажи по ОМП. Одевание противогаза и ОЗК на время, быстрое реагирование на команды: " Газы", "Вспышка справа", " Вспышка слева", все это делало из нас настоящих солдат.
Строевая подготовка, которой до принятия присяги отводилось первостепенное значение, сформировало четкое воинское подразделение. Труд комвзвода и сержантов дал свои результаты. На принятии присяги им не пришлось за нас краснеть.
Кроме этого, проводились практические занятия на ДИМах на специальной трассе, постановка учебного минного поля, подрывные работы на полигоне, стрельба из АК на стрельбище.
Понимание той ответственности, которая ложилась на комвзвода при проведении практических занятий с курсантами по подрывному делу, ко мне пришло через 20 лет, когда я, призванный на сборы старший лейтенант запаса проводил такие же занятия с " партизанами". Переживаний было много и не самых приятных. Надо отдать должное нашим отцам- командирам, подготовку в учебке мы получили хорошую. Когда через полтора года я попал на сборы офицеров запаса, базовые знания, полученные в 103 военной школе младших специалистов инженерных войск, мне очень пригодились, и я добрым словом вспоминал своих командиров. Спасибо им.
Всем здоровья, удачи.