Не все реставрационные работы одинаково полезны. В мировой истории до недавнего времени отсутствовала культура сохранения первоначального вида зданий. Некоторые из них подвергались самым варварским вмешательствам. XIX привнес перемены в реставрации и новые принципы в работе.
Ответственный подход в России и за рубежом
С XIX века в мире практиковалось два вида реставрации – художественная и техническая. Художественная существовала с самых давних времен и имела богатый набор традиций. Техническая же предложила новый подход – консервацию и непрерывный уход за архитектурным объектом. Таким образом технический подход сместил с пьедестала художественный.
Самый последний появившийся вид реставрации – научный. Он заключается в том, что главная цель сосредоточена на минимальном вмешательстве в объект.
Как в России, так и за рубежом, реставрация приобрела размах только в XIX веке.
В Европе на всеобщей волне романтизма вернулся интерес к средневековому зодчеству, после чего была проведена реставрация большого количества культурных памятников, в том числе собора Парижской Богоматери и часовни Сен-Шапель. Ценители старины настаивали на сохранении аутентичности сооружений и на ручной работе.
В России попытки реставрации начались с XVII века и имели весьма неудачный характер. Боголюбский монастырь во время «преображения» даже рухнул. И только в XIX веке до страны дошли принципы аккуратной реставрации с сохранением первоначального облика сооружений.
Современная реставрация – трудоемкий процесс, который требует соблюдения множества регламентов, законов, факторов и правил. Но начала проведения работ проводится внушительный ряд исследований.
Примеров хорошей качественной реставрации не так уж и много. Московская Триумфальная арка отличилась в 2012 г., получив после реставрации награду на международном смотре, проходящем в Лейпциге.
Огромная реставрационная работа велась в послевоенной Европе и, в частности, в Германии. Архитекторам приходилось восстанавливать целые архитектурные ансамбли. Образцом для подражания считается исторический центр Варшавы.
"...и так сойдёт". Самые неудачные примеры реставрации
Древнеримские мозаики в Турции
В музее провинции Хатай содержится крупная мировая коллекция мозаик. К началу 21-го века некоторые из них нуждались в реставрации. Она была проведена в 2015г. В итоге мозаики стали выглядеть хуже, чем до проведения работ. Эксперты назвали их «карикатурой на самих себя». В них пропала вся оригинальность, а изображения исказились.
Маска бога Меркурия в Москве
В начале Мясницкой улицы находится дом, спроектированный известным архитектором Федором Шехтелем. Здание, помимо всего прочего, было украшено тремя масками бога Меркурия. Злосчастный 2015 г. повлиял и на московскую реставрацию. Красивый изящный юноша превратился в непонятное существо. Глаза приобрели разную форму и посадку, а нос деформировался и сполз к губам.
Пушистый Иисус, Борха, Испания
В небольшом испанском городке Борха, о котором раньше мало кто слышал, одна милая бабушка убедила приходского священника в том, что обладает нужными художественными навыками и вызвалась отреставрировать фреску Ecce Homo («Се человек»), написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом. Результат ошарашил весь мир и моментально прославил и городок, и бабушку, и местную церковь. Фреску тут же прозвали «Пушистый Иисус».
Сдача в аренду с условием реставрации в России
Российское правительство внедрило практику передачи в пользование погибающих памятников архитектуры с условием их реставрации. Таким образом, работы будут вестись не за счет налогоплательщиков, а за счет предпринимателей, которые обязаны будут соблюсти все требования и нормы реставрации, вернуть зданию былой вид и сделать его объектом, приносящим прибыль.
Даже с учетом имеющихся всевозможных норм и правил качественная реставрация – все еще редкое явление. Но работы ведутся в нужном направлении, а местные власти идут на контакт с населением.