6,6K подписчиков

Прометей Свободный

401 прочитал

"Вот я думал, что Скрябин просто свинья, а оказалось - композитор!".
Эту фразу приписывают Рахманинову, якобы сказанную им при посещении в начале 1901 года репетиции Первой симфонии Александра Николаевича.

Как это бывало в истории, два великих музыканта стояли по разные стороны эстетической баррикады. Но если многие моменты в творчестве Скрябина нравились Рахманинову, то Скрябин никогда не обнаруживал ни малейшего интереса к сочинениям Сергея Васильевича, не следил за ними и большею частью их и не знал. Когда же ему приходилось их слушать, случайно или из дипломатических соображений, он реально страдал физически - так они ему были чужды:

Всё это одно и то же, всё одно и то же нытьё, унылая лирика, "чайковщина". Нет ни порыва, ни мощи, ни света - музыка для самоубийц.
Александр Николаевич Скрябин
Александр Николаевич Скрябин

Музыка Скрябина для того времени вполне могла считаться крайне авангардной. И хотя многие пытались обвинить композитора в подражании Рихарду Вагнеру, это всё не про него, он не хотел знать никакой музыки кроме своей любимой. Ну может быть ещё Шопена, которого много играл в университете.

Однажды в парижском кафе Скрябин пристал к молодому пианисту Артуру Рубинштейну с риторическим вопросом: "А кто Ваш любимый композитор?". Рубинштейн ответил: "Брамс". Со Скрябиным случилась настоящая истерика. Он стучал кулаком об стол и орал: "Как? Неужели Вы можете одновременно любить этого ужасного композитора и меня? Когда я был в Вашем возрасте, я считался шопенистом, но сейчас я могу любить только Скрябина!". Затем он буквально вылетел из кафе, оставив Рубинштейна наедине с неоплаченным счётом.

Композитор увлекался идеями пантеизма, теософии и прочего богоискательства. С такой подпиткой его творчество становилось обжигающим, музыка предельно контрастной, терпкой, даже острой. Долой скучные номера опусов! Божественная Поэма, Поэма Экстаза, Поэма Огня. Скрябин был одержим мыслью, что своей музыкой он сможет преобразовать всё человечество поголовно.

На столе Скрябина всегда лежал "Вестник теософии"
На столе Скрябина всегда лежал "Вестник теософии"

Конечно, такое рвение не могло остаться незамеченным. Одни его радостно принимали как "Солнце", несущее людям звукообразы высших миров. Другие считали, что Скрябин посланник ада, а сочинённая им музыка рисует демонические слои. Так, мистик Даниил Андреев в культовой "Розе Мира" пишет:

В искусстве (как, впрочем, и в науке) встречаются и такие тёмные вестники, которые лишены тёмных миссий и становятся глашатаями тёмного просто вследствие личных заблуждений. Ярким примером такого деятеля может служить Скрябин. В Бога он веровал и по-своему Его любил, самого себя считал Его вестником и даже пророком, но с удивительной лёгкостью совершал подмены, стал жертвой собственной духовной бесконтрольности и превратился в вестника Дуггура.

Скрябину принадлежит первое в истории цветомузыкальное сочинение. Для исполнения "Прометея" ("Поэмы Огня") кроме оркестра, хора, органа и фортепиано композитор вводит в партитуру строку для специального аппарата "Luce". Однако, что именно представляла собой эта строка Скрябин не объяснил. Поэтому без расшифровки указаний автора все исполнения "Прометея" со световой партитурой не более чем обычная цветомузыка.

Нелепая смерть композитора в апреле 1915 года поставила крест на его замыслах исполнения грандиозного сочинения "для оркестра, света и хора в 7000 голосов" на берегу Ганга. С идей "Мистерии" Скрябин не расставался больше десяти лет и постоянные гастроли имели цель заработать больше денег для поездки в Индию. Он даже вёл переговоры о покупке земельного участка в этой стране. Увы, не сбылось. Интересно, как бы сложилась судьба композитора после революции 1917 года? Может быть именно в Советском Союзе и смогло бы воплотиться произведение всей его жизни.

На этом всё. Традиционная несмешная байка:

В конце XIX века в Петербурге с большим успехом шёл балет "Дочь фараона", поставленный известным балетмейстером Мариусом Петипа.
В первом действии фигурировал лев, который крался по скале и, убитый стрелой охотника, падал вниз. Льва играл опытный статист, беря за эту роль немалые деньги.
Однажды этот статист заболел. Петипа хотел было отменить спектакль, но свои услуги предложил другой статист. Петипа внимательно следил за ходом действия. Вот идёт лев, охотник пустил стрелу. Но лев испугался и не захотел падать в бездну. Петипа нервничает, показывает статисту кулак. И тут случилось чудо: лев встал на задние лапы, перекрестился правой передней и прыгнул вниз.

Уважаемые читатели и авторы, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните постоянно пополняющийся каталог публикаций канала.