Найти тему
Дмитрий Бондаренко

"Жан де Флоретт" - фильм с настоящим Депардье!

Сейчас Жерара Депардье называют Жорик Депардов или Жора-Алкаш, но в свои лучшие годы он был прекрасным актером с широчайшим диапазоном. Он мог сыграть кого угодно – от шахтера до Огюста Родена. И в 1986 году он снялся в еще одном фильме, который можно смело заносить в его актерский «актив».

Юголен Суберан возвращает в родную прованскую деревню после Первой Мировой войны. Его радостно принимает бездетный дядюшка Сезар, надеющийся передать племяннику свою землю и капитал. Юголен загорается идеей выращивать гвоздики, но для них требуется много воды. Участок соседа имеет родник и по счастливому стечению обстоятельств сосед умирает. Но участок соседа переходит сестре соседа, а потом и ее сыну – горбатому налоговику Жану. Юголен и Сезар втайне забивают родник цементом и начинают реализовывать свой план по саботажу наивного налоговика…

С недавнего времени в моду вошел термин дауншифтинг. Это явление имело место во все периоды человеческой истории. Этот фильм показывает один из примеров дауншифтинга в начале XX века – Жан, получив в наследство небольшую ферму, переезжает со своей семьей в деревню. Он собирается выращивать овощи и разводить кроликов в соответствии с научной литературой. При этом Жан также начитался художественной литературы и полон романтических представлений о благородных и бескорыстных крестьянах.

Но сценарист и режиссер далеки от романтических представлений о крестьянах. Они рисуют закрытую прованскую деревню, населенную мрачными тружениками поля. Жители деревни заботятся только о собственном достатке и им нет дела до окружающего мира. Наивный горожанин является для них пришельцем и в лучшем случае они относятся к нему как к заезжему клоуну. Но если нововведения клоуна начнут представлять угрозу для их доходов, то они не остановятся ни перед чем, чтобы прогнать его со своей территории.

-2

В отличие от большинства горожан, крестьяне меньше подвержены интеллектуальной рефлексии и больше работают на конкретный результат. Ведь все слышали истории о том, как в России второй половины XIX века разбогатевшие крестьяне использовали свои капиталы для закабаления своих менее удачливых коллег и последние, познавшие на себе настоящую кабалу, иногда мечтали о возвращении под крыло барина.

Одним из подобных крестьян является один из главных героев фильма Сезар. Умный, хитрый, безжалостный и состоятельный крестьянин, который не остановится ни перед чем для того, чтобы протолкнуть свои интересы. При этом он очень тонко плетет свои сети и мастерски передает навыки своему племяннику. Поначалу племянник также наивен, но ближе к концу фильма он перенимает простую капиталистическую философию своего дядюшки.

-3

С другой стороны, налоговик Жан – персонаж Жерара Депардье, - вызовет у большинства зрителей симпатию. Он трудолюбив и старателен, но оторван от реальной жизни и неспособен отличить фальшь от искренности. Цепочка подстроенных и природных неудач подкашивают его, но он отчаянно пытается найти способ осуществить свою мечту. Но в реальной жизни чаще всего побеждают не те, кто полагаются только на честность.

Клод Берри снял прекрасный фильм о противостоянии науки и практики, честности и хитрости, деревни и города. Если вы хотите вспомнить о настоящем Жераре Депардье или посмотреть на прекрасные прованские пейзажи, то не пропустите этот фильм.

Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/42667.html.