Пабло Пикассо мог рисовать, как Рафаэль. Но вместо этого он избрал грубую, простую и страшную форму самовыражения.
И убил искусство.
Конечно, предпосылки к революции в искусстве начались еще до Пикассо. Фотография победила живопись - как бы реалистично не рисовал художник, фотография всегда отображает мир лучше. Больше не было смысла состязаться с природой. Искусство упростилось.
Импрессионизм свел живопись до простых разноцветных мазков и одного запечатленного мгновения. Символизм изображал все и вся как знаки, символы явлений за пределами реального мира. Модерн сделал искусством декоративные узоры и росписи. И так далее, и так далее...
Художники отказывались от наследия классиков, но всегда сохраняли какие-то традиции в своих работах, на свое усмотрение.
Что же сделал Пикассо? Он порвал со всеми традициями и создал искусство с нуля. Как будто его никогда не существовало раньше. Все с чистого листа.
Его новая живопись была лишена смысла, красоты, сложной техники. Простая, наивная, первобытная.
Все были шокированы. Никто не понял Пикассо. Но эта живопись произвела настоящий фурор, и некогда безвестный, бедствующий художник стал знаменитостью. Появились серьезные заказы и серьезные деньги.
Реалистичные картины не принесли Пикассо денег, а антиреалистичные, в высшей степени инновационные и шокирующие, вознесли на вершину Олимпа. Пикассо добился успеха самым немыслимым способом из всех возможных.
Да, Пикассо убил искусство. Но как же красиво и грамотно он это сделал! Он определил целую эпоху и стал одним из величайших художников всех времен и народов.