Найти тему
Историческое оружиеведение

О фанатизме и храбрости горцев: мнение русского офицера

Фрагмен т картины Ф. Рубо "Штурм аула Салта (Салтинское сражение), 14 сентября 1847 г.".
Фрагмен т картины Ф. Рубо "Штурм аула Салта (Салтинское сражение), 14 сентября 1847 г.".

Кавказская война была самой длинной войной, которую вела Россия и одной из самых длинных в мире. Официально она шла с 1817 по 1864 год, т.е. сорок семь лет. Несмотря на жестокость, которой нередко сопровождались боевые действия, уже практически в начале этой войны среди русских офицеров и солдат сформировался довольно таки романтичный образ горца, который чуть позже был не только транслирован в русское общество, но и, закрепившись, сохранился практически до наших дней. Довольно редко можно встретить воспоминания времен Кавказской войны, в которых высказывается мнение, сильно отличающееся от хоть и мифологизированного, но общепринятого. Одно из таких мнений выразил Н. Волконский, участник и один из первых историков этой войны.

Наиб Эски и сторонники Шамиля.
Наиб Эски и сторонники Шамиля.

"Ни один из наблюдателей, всматривавшийся более или менее в быт горцев, не станет отвергать, что фундамент, на котором построена была во время кавказской войны вся жизнь горца, это праздность и авантюризм. ... Фанатиков среди горцев весьма немного. Фанатизм составляет преимущественную принадлежность мюридов и лиц приближенных к Шамилю, который умел их, так сказать, наэлектризовать этим фанатизмом для своих интересов и поддерживать в них опьянение, пока первая неудача не испаряла его. Тот фанатизм, который обычно приписывается всем горцам, быстро улетучивался, если хозяин его переходил из рук Шамиля в русское подданство, становился мирным... В виду этого, становится решительно неподходящим к делу возведение кавказского горца в апофеоз какого-то борца за веру, за коренные религиозные убеждения, и всю борьбу его с русскими осенять названием "газавата", т.е. священной войны. Да позволено будет нам в действительности всецело отвергать этот "газават", всецело вымышленный Кази-муллою и поддерживаемый преемниками его и последователями Гамзат-беком и Шамилем, лучшими представителями кавказского туземного авантюризма... Мы видим целые общества горцев, в особенности в Дагестане, до и после 1843 года, которые тихо и спокойно пользовались владычеством и управлением русских, пока им это не надоедало, так как казалось однообразным, или пока имам не взывал к ним о "газавате", рисуя его перед глазами доверчивого и ограниченного народа на самом радужном, светлом фоне. А краска для этого фона составлялась им обычно из следующих элементов: добычи, славы воина, повышения и привилегий в своей среде, рая Магомета, о котором восемь десятых горцев не имели ни малейшего понятия, потому что никогда не имели развитых и знающих мулл, и т.п. экспериментов, быстро влияющих на всякую дикую натуру вообще и на своеобразную от рождения выработку магометанина в частности.... Мы имели дело не с тем врагом, у которого храбрость обуславливается сознанием долга и других каких либо подобных обязанностей, но заимствуется у единицы влияющей, равно и из источников, далеко не безукоризненных, как-то: стремление к наживе, грабежу, авантюризму и проч. Таким образом, минутная удаль, молодечество на авось, урывчатая отвага под влиянием известного толчка от Шамиля или его представителя; наконец известное кавказскому солдату изречение "некуда податься" - вот достатки, недостатки и обстоятельства, гораздо более присущие кавказскому горцу, чем название "воина", который не напрашивается на опасность, но зато и не отступает перед нею; жертвует для предвзятой цели не только сном и спокойствием, но и самой жизнью. На живой памяти у нас есть очень много выдающихся фактов и лиц, доказывающих, что храбрость известной степени вполне присуща кавказскому горцу; что представителями чистого героизма и истиной храбрости являлись не все горцы в массе, а только немногие среди них единицы, и притом более или менее умные люди, каковы: Шамиль (в пору молодости), развившийся под влиянием разумнейшего из магометан - Джемал-Эддина, наибы Шамиля... Все они - люди типической храбрости и весьма неглупые; так что если бы их взрастить и цивилизовать на европейской почве и в тоже время сберечь в них задатки и наклонности тех качеств, которыми они владели в пору своей зрелости, то не один из них мог быть подобием тех авторитетов Европы, деяния которых и до настоящего времени служат веским примером для последующих военных предприятий. Горцы не могли не быть достаточно храбры уже потому, что они жили умом всех этих людей и жили их храбростью. Пока существовали эти наибы, горцы имели за собой славные победы у Ахульго, Гергебиля, Ахты, Чох, на Валерике, у Дарго и др. А лишь являлся пробел или недостаток в подобных руководителях - храбрость горцев ничем не выражалась... Сам по себе, без руководителей, горец храбр настолько, насколько храбр всякий народ в младенческом состоянии, т.е. порывисто храбр и удалец ради авантюризма. Вследствие этого, если иногда горцами не руководила в бою рука, подобная Шуаибу, а подчинялись они такому сонному кретину, как Кази-Магома (сын Шамиля), то достаточно было одного отбива, одного отпора, чтобы храбрость горцев перестала существовать и заменилась бы стремлением к полнейшему самосбережению, т.е. чтобы она получила направление вполне отрицательное" (Волконский Н. Лезгинская экспедиция (в Дидойское общество) в 1857 году // Кавказский сборник. Т. 2. Тифлис, 1877).

Для справки:

Шоип-Мулла (Шуаиб-мулла) Цонтороевский (1804 - 1844) имел прозвище "маршал лесной войны" и был самым доверенных наибом Шамиля. Считался храбрым воином, так, Н. Дубровин писал о нем: "Шуаиб-мулла – наиб мичиковский, хотя был корыстолюбив в высшей степени, но эти недостатки с избытком заглушал своим умом и лихим наездничеством". В 1844 году убит кровником.

Пленный Шамиль перед перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским 25 августа 1859 года (Горшельт, 1863 г.).
Пленный Шамиль перед перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским 25 августа 1859 года (Горшельт, 1863 г.).

О том, как русские офицеры оценивали грузин, вы можете прочитать здесь.

О тушинах, храбрейших воинах Кавказа, вы можете прочитать здесь.

О черкесской коннице глазами русских офицеров вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации материалов об оружии и тактике армий разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы. Это поможет развивать канал!