Найти тему

Академизм в живописи. Часть 2

Оглавление

Для перехода к первой части нажмите здесь

Слава и критика

Интересно, что отличить творчество академистов от работ художников, творивших в других стилях, особенно в рамках классицизма и его второй волны, неоклассицизма, порой бывает довольно сложно. Например, на первый взгляд не так-то просто сказать, чем отличаются исторические картины Жак-Луи Давида (Jacques-Louis David) и Жана Огюста Доминика Энгра (Jean Auguste Dominique Ingres). Но первый — неоклассицист, а второй — академист.

Жан Огюст Доминик Энгр. «Портрет Наполеона I»
Жан Огюст Доминик Энгр. «Портрет Наполеона I»

Где же пролегает водораздел?

  • Художники-академисты консервировали каноны и практически не давали им развиваться.
  • Им были чужды эксперименты и новаторство. (Более того: регламентировались стилистические, цветовые и композиционные (вплоть до разворота фигур), указывались одобряемые способы наложения мазков, была составлена иерархия жанров, указывались предпочтительные сюжеты и мораль, которую должен был извлечь зритель, а также допустимый уровень эротизма).
  • Образы у авторов-академиков были идеализированными, драматизм — театрализованный, в эмоциональности не хватало искренности.
  • Поскольку власти брали Академии под своё крыло, эти заведения поддерживали господствующий режим и порой превращались в рассадник реакции (это выражалось и в сервильном характере творчества, и в отношении к «неблагонадёжным» коллегам).
  • Академисты были консервативны в выборе тем и сюжетов, избегали «сомнительной» тематики, которая могла бы шокировать и возмутить великосветскую публику.
Шарль-Жозеф-Фредерик Сулакруа. «Флирт»
Шарль-Жозеф-Фредерик Сулакруа. «Флирт»

Так, например, знаменитый «Плот “Медузы”» Теодора Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault) был выставлен в парижском Салоне под «нейтральным» названием «Сцена кораблекрушения», чтобы снизить политический накал темы (картина была написана по следам реальной и резонансной катастрофы). «Плот» критиковали за «недостойный» сюжет, тёмную палитру и «монотонное» освещение, нестандартную композицию… И даже за то, что это полотно не подходит для дворца монарха или кабинета высокосветского ценителя!

ильям-Адольф Бугро. «Волна»
ильям-Адольф Бугро. «Волна»

В стремлении понравиться обществу авторы-академисты выбирали востребованные сюжеты.

Лоуренс Альма-Тадема. «Обучение детей Хлодвига»
Лоуренс Альма-Тадема. «Обучение детей Хлодвига»

Именно в рамках этого направления создавались бесчисленные парадные портреты и исторические полотна, служащие прославлению власти.

Жан Огюст Доминик Энгр. «Жанна Дарк на коронации Карла VII в Реймском кафедральном соборе в 1429 году»
Жан Огюст Доминик Энгр. «Жанна Дарк на коронации Карла VII в Реймском кафедральном соборе в 1429 году»

Не чуждались живописцы и модных тем (разумеется, безопасных с идейно-политической точки зрения). Например, в XIX веке возникла мода на изображение обнажённой натуры в антураже восточных сералей и рабских рынков — и художники-академисты буквально оккупировали эту нишу.

Жан Огюст Доминик Энгр. «Турецкие бани»
Жан Огюст Доминик Энгр. «Турецкие бани»

Такой подход, который можно даже назвать коммерческим, вызывал обоснованную критику художников-нонконформистов.

Академизм. Лоуренс Альма-Тадема. «Женщины Амфиссы»
Академизм. Лоуренс Альма-Тадема. «Женщины Амфиссы»

Некоторые академические ветви критиковались особенно сильно. Например, понятие «салонное искусство» стало практически ругательным, поскольку участники Салонов, подстраиваясь под вкусы публики, демонстрировали высочайшую степень конформизма и буквально «штамповали» полотна на популярные темы в классической манере (но надо признать, что исполнение зачастую было виртуозным).А понятие «пожарное искусство» (Les Pompiers) и вовсе возникло как насмешка: во второй половине XIX века во Франции были популярны помпезные и пафосные полотна с персонажами в античных шлемах, напоминавших… шлемы пожарных. К тому же термин звучал как каламбур: слова «Помпеи», «помпезный» и «пожарный» во французском языке похожи — Pompéi, pompeux и pompier.

Жан-Леон Жером. «Pollice verso»
Жан-Леон Жером. «Pollice verso»

Проблемой живописцев-академиков была и жёсткая канонизация формы, причём доминирующей над содержанием. Если для мастеров Возрождения, классицистов и неоклассицистов античные образцы стали почвой для создания уникальной стилистики, наполненной оригинальным идейным содержанием, то их коллеги-академисты копировали и консервировали канон.

Работа в жанре академизм. Вильям-Адольф Бугро. «Милосердие»
Работа в жанре академизм. Вильям-Адольф Бугро. «Милосердие»

Поэтому, например, полотна прерафаэлитов, немецких неоидеалистов и даже некоторых модернистов, вносивших элемент неоклассики в своё творчество, кардинально отличаются от традиционно-академических полотен этого же времени.

Академизм. Лоуренс Альма-Тадема. «Триумф Тита»
Академизм. Лоуренс Альма-Тадема. «Триумф Тита»

У неоклассиков античность преломлена через творческое «Я» художника, а у академистов «Я» — на втором месте после канона.

Стиль академизм. Лоуренс Альма-Тадема. «Среди руин»
Стиль академизм. Лоуренс Альма-Тадема. «Среди руин»

Значительные имена

Но было бы неверно представлять академичность как негативное явление. На его базе выросло немало замечательных мастеров, перенявших отличную технику, а затем расширивших границы своего творчества.

Анри-Пьер Пику. «Венера»
Анри-Пьер Пику. «Венера»

Например, техника Карла Павловича Брюллова — традиционно-академическая, но сюжеты вышли за рамки канона, а классицизм гармонично сочетается с романтизмом.

Карл Брюллов. «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».
Карл Брюллов. «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».

А Фердинан Виктор Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix), сначала перенял классическое мастерство, а затем возглавив французскую школу романтизма, порвал с «отцами-академиками» ещё более жёстко и даже скандально, регулярно эпатируя салонных завсегдатаев.

Витторио Реджианини. «В день рождения»
Витторио Реджианини. «В день рождения»

Или взять, скажем, упоминавшихся передвижников, противопоставлявших себя консерваторам-академистам: они ведь тоже воспитывались в этой среде.

Александр Кабанель. «Рождение Венеры»
Александр Кабанель. «Рождение Венеры»

Таким образом, для кого-то академическая концепция становилась клеткой, а для кого-то — трамплином.

Поль Деларош. «Казнь леди Джейн Грей»
Поль Деларош. «Казнь леди Джейн Грей»

Значение классическо-академической традиции преуменьшать не стоит: благодаря ей было систематизировано художественное образование, а новые поколения живописцев изучали художественные основы и приобретали техническую виртуозность.

Эжен де Блаас. «Момент задумчивости»
Эжен де Блаас. «Момент задумчивости»

Кстати, при иллюстрации исторических книг и статей сейчас часто используются именно творения академиков-портретистов.

Поль Деларош. «Пётр Великий»
Поль Деларош. «Пётр Великий»

В рамках этого направления творили крупные мастера, чьи работы становились образцами великолепной живописной техники:

  • братья Аннибале и Агостино Карраччи (Annibale Carracci и Agostino Carracci), основатели Academia degli Incamminati и так называемого болонского академизма;
  • Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres) — признанный лидер академистов;
  • Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema) — один из выдающихся представителей британской живописи викторианской эпохи;
  • Фрэнсис Котс (Francis Cotes) — один из основателей лондонской Королевской Академии, работавший в рокайльно-академической манере;
  • влиятельные российские живописцы-академисты Фёдор Антонович Бруни, Александр Андреевич Иванов, Тимофей Андреевич Нефф, Генрих Ипполитович Семирадский;
  • Поль Деларош (Paul Delaroche) — автор одного из самых известных портретов Петра I, Александр Кабанель (Alexandre Cabanel), Вильям-Адольф Бугро (William-Adolphe Bouguereau) и многие другие.
Генрих Семирадский. «Светочи христианства»
Генрих Семирадский. «Светочи христианства»

Сейчас данное понятие нередко используется для описания произведений с традиционным композиционным построением, в которых продемонстрирован высокий уровень классической техники (безотносительно сюжета и идеи).

Александр Кабанель. «Клеопатра»
Александр Кабанель. «Клеопатра»

При таком использовании термин нейтрален, поскольку описывает технические характеристики живописи.

Тимофей Нефф. «Купальщица»
Тимофей Нефф. «Купальщица»

Довольно объемная получилась статья, спасибо Вам большое, за проявленный интерес к нашему каналу.

Если Вам понравилась статья, поставьте палец вверх 👍

Спасибо за внимание!