Новогоднее чудо «Щелкунчика» в Новой опере
Представил Русский классический балет им. Мариуса Петипа, в редакции Василия Вайнонена и Валентина Грищенко.
Сюжет истории про Мари, Фрица и Щелкунчика Александр Дюма-отец записал по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
А музыку к балету, как известно, Петр Ильич Чайковский создавал на заказ, что не помешало этой музыке стать исключительной по красоте.
Впрочем, критики писали про балет, например, так:
«Вообще «Щелкунчик» поставлен преимущественно для детей — для танцовщиц в нем было весьма мало, для искусства — ровно ничего. Даже музыка оказалась довольно слабою», — писал Константин Скальковский в «Биржевой газете».
Совершенно невозможно согласиться ни с одним пунктом этого утверждения. Да и государю понравилось, по свидетельству другого критика, Александра Бенуа.
Но может постановка Мариинского театра была не самого высокого уровня? Не в пример нынешним. Допустим. Хотя и при неудачном сценическом решении спектакль продержался 30 лет.
Сразу, с 1 акта, захватывающая сцена – у елки, танцы с вручением подарков, гросфатер данс и – вуаля! выдающийся кукольник, крестный и почти колдун Дроссельмейер дарит Мари Щелкунчика.
Ночь и приключения наступают. Все это невообразимо красиво, со всех точек зрения. Лунный свет, жете вытягиваются вслед за тенями длиннее, и даже мыши в серых костюмах – страшные симпатяги.
Артист станцевал зубастую, почти сломанную куклу, превращающуюся в Принца столь реалистично, что просто чудо. Мальчики – они все братья Фрицу все, лишь бы пирожные получить в буфете и порубить его саблей. А девочки в платьях принцесс помимо пирожных еще и получают мечту не то чтоб о принце. А о профессии. Они теперь захотят стать балеринами непременно. И будут знать с детства, что в крыс нужно бросить туфелькой, но всех мышй с королем сможет победить только свой, собственный принц.
Надо сказать в балете много про десерты танцуют. Не замечала раньше.
А теперь заметила. Список танцев спасенных игрушек:
1. Шоколад (испанский)
2. Кофе (арабский)
3. Чай (китайский)
4. Трепак (русский; карамельная трость)
5. Танец пастушков (датский марципан)
А Вальс цветов
Па-де-де Фея Драже и принц Оршад
Насчет Феи Драже. Всегда жду. Музыку танца феи Драже играет магический инструмент Челеста. И как было указано в либретто Мариуса Петипа, он подражает «звуку падающих капель».
Петр Ильич успешно задействовал челесту в музыке к Щелкунчику и писал об этом так:
«Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, нечто среднее между маленьким фортепиано и глокеншпилем, с божественно чудным звуком… Называется он Celesta Mustel и стоит тысячу двести франков. Купить его можно только в Париже у господина Мюстэля… Так как инструмент этот нужен будет в Петербурге раньше, чем в Москве, то желательно, чтобы его послали из Парижа к Осипу Ивановичу. Но при этом я желал бы, чтобы его никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают и раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами».
И еще.
Про арабский танец «Кофе» из второго акта балета. Мотив основан на традиционной грузинской колыбельной песне. ЕЕ П.И. Чайковский слышал в Грузии: брат Анатолий служил вице-губернатором Тбилиси, и композитор бывал у него в гостях.
В общем , тут вся публика от мала до велика были довольны.
Красочный балет , превосходная музыка и новогоднее настроение впридачу!