Найти тему
Картины рассказывают...

"Пять чувств" - картина Жака Линара. Всё в этом мире прехо­дяще...

Великий древнегреческий философ Аристотель был человеком четким и любил числа. А значит - любил считать. Он много чего посчитал. В том числе и человеческие чувства.

Согласно Аристотелю их у человека пять - слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Сейчас утверждают, что у человека имеется шестое чувство - интуиция. Может и имеется, но будем все-таки придерживаться утверждения Аристотеля.

"Чувство - это способность ощущать, испытывать, воспринимать
внешние воздействия, а также само такое ощущение", - так определяет это понятие С. И. Ожегов в своем "Толковом словаре русского языка".

Понятие "чувства" этакое эфемерное, его вроде бы руками не потрогаешь. Но художники еще с древних времен пытались изобразить пять чувств визуально.

Жак Линар (1597 - 1645), французский художник эпохи барокко, мастер натюрмортов, написал в 1638 году картину "Пять чувств", ныне хранящуюся в Музее изобразительного искусства Страсбурга

Жак Линар. Пять чувств, 1638
Жак Линар. Пять чувств, 1638

Обыкновенный незатейливый натюрморт, который так любили рисовать художники 17 века.

На картине нет ни людей, ни животных, которые чувствами наделены. На ней лишь неодушевленные предметы. Кажется, что это случайное нагромождение вещей.

Но не все так просто, судя по её названию, в этой картине. Давайте разбираться.

На первый взгляд аллегория кажется незамысловатой: зеркало и пейзаж в раме символизируют зрение, цветы в золотом кувшине — обоняние, фрукты — вкус, нотная тетрадь — слух, а бархатный кошелек, монеты и карты отвечают за осязание.

Всё изображено с большим изяществом и замечательным вниманием к деталям. Картина красива интересна сама по себе, её можно долго рассматривать.

Но может возникнуть вопрос: случайно ли художник собрал все изображенные предметы, казалось бы совсем несовместимые, в одном месте?

Да, каждый предмет на полотне отвечает за одно из чувств, выражает его. Но это не единственная цель, которую ставил перед собой Жак Линар. Его картина намного глубже и содержит более важный смысл.

В центре картины помещена ваза китайского фар­фора, вещь очень ценная по тем временам. Она так чрезмерно наполнена фруктами, что кажется, будто спелые персики вот-вот покатятся вниз.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Вся конструкция нестабильна. Кажется, что достаточно малейшего точка и все рассыпется.

Да и сами фрукты настолько зрелые, что видно, осталось совсем немного времени, и они сгниют.

Рисунок на китайской вазе заслуживает внимания - четверо персонажей на легкой лодочке пересекают неспокойные воды в ветреную погоду. На такой неустойчивой лодке особенно не расслабишься.

Срезанные цветы в вазе - символ недолговечности.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Расположенные по диагонали от них карты и монеты вот-вот рассыпятся, расползутся.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Да и пустой кошелек не дает уверенности в стабильности жизни.

Вторая диагональ картины уводит зрителя в мир иллюзий. На картине изображен пейзаж с деревьями и руинами.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Понятно, что это на самом деле не какое-то реально существующее место, а плод воображения художника.

Внизу по диагонали зеркало, в котором отражается наружная часть разломанного граната.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Предмет и его отражение, реальность и иллюзия. И ведь они не похожи друг на друга. Разве можно верить даже своим глазам?

Так что не только о пяти чувствах картина Жака Линара. Она показывает, что все нестабильно, обманчиво, прехо­дяще. Вот о чем на самом деле рассказы­вает этот натюр­морт. Цветы обречены на увядание, перезрелые фрукты скоро начнут гнить, азартные игры доведут до разорения.

Но есть на картине один предмет, который кажется уравновешенным и устойчивым. Это лежащая на переднем плане нотная тетрадь.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Она раскрыта на гимне "Laudate Dominum" ("Хвалите Господа"). И это, по мнению художнику, самое важное - обращение к вере. Пусть тело, как и все материальное, исчезнет. Но надо ​​спасти свою душу. И тогда человека ждет бессмертие.