Россия входит в десятку лидеров по количеству потребителей чая. Впереди Индия, Китай и Турция, которые значительно обгоняют нашу страну по уровню чайного производства. Но что мы знаем о чае? Как и откуда он попадает к нам?
Чай - это напиток из листочков чайного куста или, как его называют официально, камелии китайской. Китайской не случайно. Именно Поднебесная является родиной чая: там впервые присмотрелись к лечебным свойством чайного листа и стали использовать его отвар в качестве лекарства, а уже позже и как повседневный напиток.
С тех пор прошло много веков, и чай прочно вошёл в нашу жизнь и жизнь людей по всему миру.
Китай так и остаётся лидером по производству чая: 2,4 млн. тонн в год, на втором месте - Индия с 1,2 млн. тонн, а на третьем - Кения с "всего лишь" 0,4 млн. тонн в год. В России чай тоже производят, в Краснодарском крае, но в гораздо меньших масштабах.
Именно Китай, Индия и Кения являются главными поставщиками чая по всему миру. Но прежде, чем высушенный чайный лист попадет на прилавки супермаркетов, он пройдёт длительный процесс производства.
Чайный куст выращивают на бескрайних плантациях на склонах гор. Чем более влажный и туманный климат, тем лучше для вкуса чая. Так непредсказуемость погодных условий на Тайване делает чай с острова особенно вкусным и особенно дорогим.
Лучший чай собирают вручную и только верхние листочки: они считаются самыми яркими и насыщенными по вкусу. Этот способ сбора традиционен для Китая, прославленного своими легендарными чаями.
В Индии и Кении подход проще и там гораздо чаще встречается машинная сборка, которая повреждает листья и чайный куст, из-за чего ухудшается вкусовые качества и аромат напитка. В таком сырье гораздо больше "пыли" и мелких веточек.
Индия, Кения и Шри-Ланка, являющаяся четвертым производителем чая в мире, работают в основном на экспорт, так как в этих странах нет исторической культуры приготовления и употребления чая. В Индии в чистом виде его пьют только на севере: в штатах, где есть производства, а на юге большей популярностью пользуется чайный напиток масала или кофе.
Большая часть, которая поступает в российские супермаркеты, - это низкосортный кенийский, индийский или цейлонский чай, которые не обладают объемным ароматом и многогранностью вкусов. Зачастую такой чай дополнительно ароматизируют: поэтому на прилавках так много "цитрусовых" и "фруктовых" вкусов заварки, но и это не сравнится с реально хорошими видами чая, которые традиционно производят в Китае или на Тайване.
Подробнее о традиционных способах изготовления чая и о том, чем он отличается от пакетированных чаев, я расскажу в следующих постах.
Пейте хороший чай! О нём я рассказываю в своём блоге на Яндекс.Дзене.