Туринская плащаница представляет собой 4-метровый кусок льняной материи, которым, согласно преданию, было обернуто тело Христа. В евангелиях говорится о том, что Иосиф Аримафейский, член Синедриона и тайный последователь Иисуса, выпросил у Пилата тело, обернул его плащаницей и поместил в склепе, высеченном в скале. В средневековой литературе упоминаются несколько похожих алтарных покровов с ликом Христа, получивших распространение в Византии, предположительно, в конце 11 в. Первое достоверное упоминание Туринской плащаницы приходится на 1353 г., когда ее обладателем при невыясненных обстоятельствах становится французский аристократ Жоффруа де Шарни. Позже реликвия перешла в ведение Ватикана и была помещена в Туринском соборе.
Для многих верующих подлинность плащаницы неоспорима, и именно ее нередко используют в качестве главного вещественного доказательства существования Иисуса Христа. Результаты научных изысканий в этом направлении, особенно активно осуществлявшихся со второй половины 20 в., заставляют усомниться в аутентичности хранящегося в Турине савана. В 1988 г. было выполнено радиоуглеродное датирование фрагмента плащаница. Процедура производилась в трех разных лабораториях. Исследование показало, что ткань плащаницы изготовлена не ранее 13 в.
Некоторые исследователи оспаривают датировку 1988-го г. на том основании, что использованные для радиоизотопного анализа фрагменты, взятые с края плащаницы, является де частью не оригинальной ткани, а средневековой заплатки. Этой версии, однако, противоречит то обстоятельство, что метод плетения у исследованных образцов совпадает со структурой всего полотна. Собственно, тип плетения ткани плащаницы является еще одним аргументом против ее подлинности. По мнению специалистов, диагональное (саржевое) плетение появилось лишь в Средние века, в то время как известные фрагменты 1-го века имеют более простое двустороннее плетение. Так или иначе, но на повторное датирование плащаницы Ватикан разрешения не дал.
Моделирование облика человека, изображение которого отпечаталось или нарисовано на плащанице, демонстрирует практически хрестоматийный образ Христа, формирование которого началось примерно в 4 веке на основе образа Зевса/Юпитера, тогда как в предшествующие времена его представляли сильно иначе. Как показал искусствоведческий анализ, изображение на плащанице по целому ряду параметров соответствует канонам, устоявшимся в 13-14 вв. Евреи погребали своих усопших с руками, скрещенными на груди, более того побритыми и голыми. В область паха руки переместились средневековыми художниками, в виде уступки стыдливости той поры.
В соответствии с принципами начертательной геометрии, развертка объемного отпечатка тела должна демонстрировать искаженное изображение (лицо должно бы было быть круглым и широким). Однако на саване наблюдается скорее плоская проекция, а не развертка. Неизбежные в такой ситуации следы складок ткани тоже отсутствуют. В то же время, проекция тела с лицевой стороны полотна на 5 см больше проекции с обратной. В 2018 г. химик Л. Гарласкьелли и судмедэксперт-антрополог М. Боррини осуществили моделирование стока крови на плащаницу с участием добровольцев, которым делали надрезы. Эксперимент показал, что отпечатки крови в том виде, в котором они присутствуют на плащанице, не могло бы оставить ни находящееся на кресте, ни лежащее тело.
Некоторые нестыковки обнаруживаются и в евангелиях. История про члена Синедриона из отборных иудеев, который был тайным последователем предводителя малозначительной на тот момент еретической секты и пришел просить у Пилата тело человека, только что казненного по приговору Синедриона, представляется сомнительной. Ведь обнаружение связи Иосифа с Иисусом скорее всего имело бы для него печальные последствия. Если в самом раннем евангелии от Марка, а также у Луки и Матфея присутствует только Иосиф, то у Иоанна откуда ни возьмись к Иосифу присоединяется еще один член Синедриона Никодим.
Из евангелия от Иоанна становится известно и о плате, бывшем на голове умершего Иисуса. Эта деталь, кстати, подтверждается археологическими находками. Несколько лет тому назад в окрестностях Иерусалима был обнаружен погребальный саван, датированный началом 1 в. н.э. Было установлено, что усопший страдал туберкулезом и проказой. Очевидно по этой причине он (как и Христос) был захоронен в запечатанной пещере, что позволило савану хорошо сохраниться. В отличие от Туринской плащаницы, саван состоит из нескольких элементов, в том числе куска, которым накрывалось лицо.
Читайте также: Что стало с Понтием Пилатом после казни Христа?
Вероятно, для того чтобы по ошибке похороненный живой человек, очнувшись мог без труда освободить голову и закричать.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Дмитрий Романов