«Был воскресный вечер. Все было чисто и умыто. Даже Машук, поросший кустами и рощицами, казалось, был тщательно расчесан и струил запах горного вежеталя.»
Так начинается глава 39 знаменитого романа «12 стульев». Называется она «Малахитовая лужа». Глава, посвященная приключениям «концессионеров» в Пятигорске, занимает в книге не самое большое место. Всего 12 страниц. «12 стульев» -12 страниц! Может, совпадение не случайно? Поговаривали, что Илья Ильф, интеллектуал и умница, называл своей любимой книгой «Телеграфный код царской армии». Да и фамилия его «Ильф» — это зашифрованное настоящее имя. Иехиел-Лейб Файнзильберг. Какие коды он и его соавтор заложили в книгу? Пытался ли кто-то их расшифровать?
Со времени написания книги прошло всего 92 года. Приглашаю Вас, мой читатель, пройти по следам героев знаменитого романа, оставленным ими в небольшом курортном городке Пятигорск и попробовать разгадать загадки, заданные нам авторами любимого всеми романа. Посмотреть, что и как изменилось в Пятигорске с тех пор.
В город Пятигорск Бендер и Киса попали в первой половине июля. В главе, посвященной Пятигорску, точных дат нет. Последнее упоминание времени событий было в предыдущей главе. Прибытие в Сталинград описано так: -«Скрябин» пришел под звуки оркестра в начале июля». Прибавляем время движения поезда Сталинград-Минеральные Воды через Ростов-на-Дону. Это еще два-три дня. Почему это важно? Потому, что июль – самый жаркий месяц на Кавказских Минеральных Водах. Располагаясь на границе между жаркими степями и прохладным предгорьем, Пятигорск в июле разогревается раскаленными степными ветрами. Отсюда наряды, которые увидели «золотоискатели» на жителях Пятигорска. «Белые штаны самого разнообразного свойства мелькали по игрушечному перрону: штаны из рогожки, чертовой кожи, коломянки, парусины и нежной фланели. Здесь ходили в сандалиях и рубашечках «апаш». Концессионеры в тяжелых грязных сапожищах, тяжелых пыльных брюках, горячих жилетах и раскаленных пиджаках чувствовали себя чужими.»
Ильф и Петров бывали в Пятигорске за год до выхода романа «12 стульев». И вот что писал Ильф в своем дневнике: -«На празднике жизни в Пятигорске мы чувствовали себя совершенно чужими. Мы пришли грязные, в плотных суконных костюмах, а все были чуть ли не из воздуха». Слышите повторение фраз из дневника в книге?
Итак, из Минеральных Вод, куда Воробьянинов приехал в «бесплацкартном жестком вагоне», так как совсем не умел ездить «зайцем», а Остап – в «товарняке, перевозившем пустые бутылки для нарзана», герои романа отправились в Пятигорск. Капитал концессионеров составлял всего 3 рубля. «Дачный поезд, бренча, как телега, в пятьдесят минут дотащил путешественников до Пятигорска. Мимо Змейки и Бештау концессионеры прибыли к подножию Машука». Поезд в то время вполне мог выглядеть и так:
Приехав на Ессентукский железнодорожный вокзал для того, чтобы снять его на фото, так как вокзалы в Пятигорске и Ессентуках были похожи, мы увидели на перроне настоящий паровоз. Сегодня из Кисловодска в Пятигорск курсирует настоящий туристический паровоз с несколькими вагонами. Пятигорский вокзал, построенный в 1894 году и реконструированный в 1912 году, мог к 1927 году иметь вот такой вид:
Сегодня Пятигорский железнодорожный вокзал, построенный в 1978 году на месте полностью разрушенного старого вокзала, выглядит так:
Итак, путешественники прибыли в Пятигорск. «Среди всего многообразия веселеньких ситчиков, которыми щеголяли курортные девицы, самым светлейшим и самым элегантным был костюм начальницы станции. На удивление всем приезжим, начальником станции была женщина. Рыжие кудри вырывались из-под красной фуражки с двумя серебряными галунами на околыше. Она носила белый форменный китель и белую юбку.» Удивительно, но сегодня начальник Пятигорского железнодорожного вокзала опять женщина. Только она не носит белого кителя и белой юбки. Сегодня форма у железнодорожников другого цвета. Нарзан на железнодорожном вокзале «на розлив», как во времена Бендера, уже не продают. Так что купить два стакана по пять копеек у меня не получилось. Зато трамвай от вокзала до цветника, по-прежнему, ходит. К нему я и отправился. Ждать трамвая не пришлось. Как только я подошел к остановке, из-за пригорка, звеня и качаясь на узкой рельсовой колее, показался старенький трамвай.
Ну, как старенький? Конечно, не тот, на котором Остап и Киса доехали до Цветника. Тот мог выглядеть вот так:
Пятигорский трамвай — это уникальный исторический объект. Во-первых, это первый в России электрический трамвай. На электрическую тягу, вместо конной, трамваи в Пятигорске перевели в 1903 году.
Во-вторых, это сегодня один из двух городов в России, в котором трамвай ходит по узкоколейной дороге. Второй — Калининград. Из-за узкой колеи и изношенности пути трамвай на ходу сильно раскачивается, и поездка превращается в маленький аттракцион. Но пятигорчане — люди не избалованные. И трамвай пользуется популярностью у местных жителей. Стоимость проезда в трамвае сегодня -21 рубль.
Маршрут, по которому я ехал в парк Цветник, ведет к мясокомбинату на окраине города. Этот маршрут начал действовать в 1927 году — во время, описываемое в романе. Расстояние от железнодорожного вокзала до Цветника - пять трамвайных остановок. Или 2,3 километра. С таким скудным денежным запасом Киса и Ося могли бы пройти пешком, чтобы сэкономить на билетах. В дальнейшем мы увидим, что они проходили и большие расстояния. В главе «Малахитовая лужа» авторы несколько раз приводят копеечные цены в Пятигорске. Пять копеек — за нарзан. Десять копеек — за вход в Цветник. В своих дневниках Ильф писал: «... попали в «Цветник». Взяли 32 копейки. Вообще берут. Обещают музыку. Но что за музыка, ежели все отравлено экономией. Местные жители красивы, статны, но жадны. Слова не скажут даром. Даже за справку (устную) взяли 10 коп. Это не люди, а пчелки. Они трудятся». И еще: - «Извозчику отдали три. Взял и уехал довольный. А мы после роскошной жизни пошли пешком». Вероятно, авторы передвигались в Пятигорске пешком или на извозчике, и поэтому цену трамвайного билета не указали.
Вот и остановка трамвая «Цветник». Попрощавшись с приветливой вагоновожатой, я направился к парку. Парк «Цветник» был построен на месте зловонного болота, в которое стекалась минеральная вода из источников. Архитекторы братья Бернардацци в 1828 году разработали проект осушения площади и разбивки ее на цветочные аллеи и клумбы. По названию Николаевских ванн, уже построенных на склоне горы Горячей, парк стал называться Николаевский цветник. Во времена, описываемые в романе, вход в парк мог выглядеть вот так:
С левой стороны ворот на снимке видна касса, в которой взимали плату за вход в парк. Сегодня вход в Цветник выглядит так:
И вход совершенно бесплатный! Справа от входа гостей встречает скульптура Кисы Воробьянинова. Он, как и 92 года назад, занимается делом, порученным ему Великим Комбинатором – собирает милостыню, которая пойдет на выкуп у монтера Мечникова стула из гамбсовского гарнитура.
Пятигорчане сопереживают герою 12 стульев. «Все по краю ходим!» - думают они, и чем могут помогают Ипполиту Матвеевичу. Кто монетку в шляпу бросит. А кто шапкой и шарфом поделится. Но тень Великого Комбинатора
незримо бродит по Цветнику. Ведь кто-то забирает у Кисы дневную выручку из шляпы. Но остались в городе и другие люди, которые считают себя последователями Остапа Бендера. Но они, в отличие от Великого Комбинатора, не «чтут уголовный кодекс», а идут на прямое нарушение законов. Например, пытаются утащить скульптуру Воробьянинова и сдать ее на цветной металлолом. Такое происшествие произошло 30 сентября 2008 года.
Злоумышленники перепилили ноги скульптуры, но утащить заполненный бетоном памятник не смогли.
И в книге, и в дневнике Ильфа замечается, что в Цветнике совершенно нет цветов. Сегодня, после выделения денег Пятигорску , весь Цветник утопает в цветах.
По тексту романа первую ночь концессионеры провели у источника. Если за вход в Цветник брали плату, то остаться там на ночь, вероятно, было невозможно. Значит, остаются источники на обратной от Цветника стороне горы Горячей. Там их достаточное количество и провести летнюю ночь у горячего источника не составляло труда. А вот следующие 5 ночей по тексту они провели у места дуэли Лермонтова. От цветника до места дуэли Лермонтова — 3 километра пешего хода. Если учесть, что по тексту золотоискатели, «…прокармливались переноской багажа туристов-середнячков», то им каждый день нужно было приходить от места дуэли в город, к санаториям, и потом идти назад. Дорога эта проложена по склону Машука и имеет крутые подъемы и спуски. Голодным, нетренированным концессионерам, я думаю, такой каждодневный путь был бы
не под силу. Почему авторы отправили героев ночевать к месту дуэли Лермонтова? Может, ключевым словом здесь является слово «дуэль»? Дуэль искателей спрятанного в стул золота с судьбой? Кто вышел победителем в этой дуэли, мы знаем. Но не будем забегать вперед. Идем строго по следам наших героев.
«Только здесь, в Пятигорске, когда театр Колумба ставил третий раз перед изумленными горожанами свою «Женитьбу», компаньоны поняли всю трудность погони за сокровищами. Проникнуть в театр, как они предполагали, было невозможно». С легкой руки Леонида Гайдая, снявшего фильм «12 стульев», представления проходили в Лермонтовской галерее. Там и сегодня проходят спектакли приезжающих повеселить курортников столичных актеров. Фильму Л.Гайдая «12 стульев» я посвящу отдельную главу. Мы посмотрим места, где снимался культовый фильм и разберемся, почему именно в этих местах были сняты сцены фильма.
Но Лермонтовская галерея не единственное место, где могли проходить гастроли театра «Колумб». В ста метрах от нее расположен Пятигорский театр оперетты. Учитывая то, что театр «Колумб» вез с собой достаточно большое количество реквизита, то скорее всего гастроли проходили именно в театре. Здание Пятигорского Общественного Всесословного клуба открылось 17 мая 1915 года и имело, кроме театрального зрительного зала, одну из лучших в городе библиотек, фойе для балов, ресторан, бильярдную. Развлекал здесь «водяное общество» московский театр-кабаре «Летучая мышь», который ставил комедии, балеты и оперетты.
С балкона этого театра была провозглашена Советская власть в Терской области в 1918 году. После восстановления в Пятигорске Советской власти в 1920 году Народный дом был переименован в Рабочий дворец, затем в Дворец профсоюзов. Помимо театра здесь работала библиотека, устраивались различные выставки. В 1925-м здание стало называться клубом им. Карла Маркса. В 1934 году, после того как Пятигорск стал центром края, здесь был открыт краевой драматический театр.
Я думаю, что Ильф и Петров, будучи в Пятигорске, слышали о Кабаре «Летучая мышь», выступавшем прежде в театре. И сделали театр местом выступления своего театра «Колумб», в репертуаре которого была пьеса «Женитьба», напоминавшая постановку Сергея Эйзенштейна в московском театре Пролеткульта. Оба спектакля были насыщены акробатическими трюками, хождением по проволоке и декламированием революционных лозунгов. Ну чем не кабаре?
Следующая сцена в книге — это переговоры с заведующим гидропрессом театра «Колумб», монтером Мечниковым. Здесь нет указаний, где проходили переговоры. Дальше - сцена превращения Воробьянинова в попрошайку. Тут тоже нет привязки к месту. Хотя эта сцена имеет очень большое значение в романе. «Изменился Ипполит Матвеевич и внутренне. В характере появились не свойственные ему раньше черты решительности и жестокости. Три эпизода постепенно воспитали в нем эти новые чувства. Чудесное спасение от тяжких кулаков васюкинских любителей. Первый дебют по части нищенства у пятигорского «Цветника». И, наконец, землетрясение, после которого Ипполит Матвеевич несколько повредился и затаил к своему компаньону тайную ненависть»-читаем мы в последней главе романа. Эти изменения и привели к удару бритвой по горлу Остапа Бендера. Каким бы пародийно-комедийным не выглядел Ипполит Матвеевич, но ломка внутреннего мира, с которым он прожил долгую жизнь, не прошла даром и заслуживает сочувствия. Тем более ломка под издевательские комментарии и замечания Бендера, проходившая в Пятигорском Цветнике. Когда Воробьянинов стоял с протянутой рукой, авторы разместили вокруг него его бывших знакомых, с которыми он пресекался ранее в гонке за сокровищами. Перед ним прыгал, как воробушек, толстенький Авессалом Владимирович Изнуренков. По аллеям парка гуляла Эллочка Щукина, заочно соревнуясь с Вильбердинихой. В буфете, освещенном многими лампами, сидел голубой воришка Альхен и ел шашлык по-карски, запивая его кахетинским №2. У всех дела шли очень хорошо. Пока хорошо. Потому, что над всеми ними, как пишут авторы, «витала незримая тень Лермонтова». «Тень Лермонтова» — это, вероятно тень Демона. Демона, который скоро сметет всех.
Идем дальше по тексту. Следующая сцена- продажа билетов на вход в Провал. Именно Пятигорский провал авторы назвали «малахитовой лужей». И это название дали главе о пятигорских приключениях героев. «Мимо санаториев и домов отдыха, обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу. Небольшая, высеченная в скале галерея вела в конусообразный (конусом кверху) провал. Галерея кончалась балкончиком, стоя на котором можно было увидеть на дне провала небольшую лужицу малахитовой зловонной жидкости» - так, без всякого почтения к городской достопримечательности, описывают авторы это место. Провал в то время мог выглядеть так:
«Провал - подземная пещера, образовавшаяся под действием минеральных вод. Содержащийся в них сероводород, испаряясь, постепенно разрушал известняковую породу. В результате пещерный свод не выдержал, и образовалась воронка диаметром около 15 метров, грот и озеро, глубина которого составляет 11 метров. Красивый бирюзовый цвет наполняющей водоём минеральной воды обусловлен высоким содержанием серы (отчего весьма неприятный запах) и присутствием в ней определённых бактерий. Температура воды от 26° до 42 °C.». (Википедия). Есть сведения, что свод Провала обрушился при землетрясении 1771 года. Сегодня Провал выглядит так:
У входа стоит Великий Комбинатор с билетом в руке и приглашает посетителей присесть на стул, чтобы удостовериться - есть ли в нем бриллианты.
К подземному озеру сегодня ведет вырубленный в 1858 году тоннель.
А само подземное озеро постоянно меняет свой уровень.
В периоды дождей подземные воды в нем поднимаются и вытекают через проложенный под галереей трубопровод. Тогда особенно отчаянные курортники посещают ванны, вырубленные в скалах за площадкой у Провала. Иногда мощности водовода не хватает, и сероводородная смесь течет по галерее, затапливая прилегающую площадь. Так было в 2017 году, когда пришлось закрывать вход в Провал из-за обрушения свода. Видимо денег, собранных Бендером «…на капитальный ремонт Провала. Чтобы не сильно проваливался», у государства до сих пор не хватает, что бы привести его в надлежащий вид.
Последняя «локация», как модно теперь говорить, в главе о Пятигорске описана коротко. «Для большей безопасности вскрытия друзья забрались почти на самую вершину Машука». Вот тут меня берут большие сомнения. Подняться на вершину Машука пешком по дороге занимает чуть более часа.
Если идти по тропинке от Михайловской галереи – быстрее часа все равно не получается. А ведь надо еще нести два стула. И тащить за собой ослабевшего Ипполита Матвеевича. Авторы, видимо, на вершине не были. «Внизу прочными недвижимыми огнями светился Пятигорск. Пониже Пятигорска плохонькие огоньки обозначали станицу Горячеводскую. На горизонте двумя параллельными пунктирными линиями высовывался из-за горы Кисловодск». Для того, чтобы увидеть Кисловодск, нужно подняться на самую вершину Машука, а не «на почти самую вершину». И выйти на его северо-западную сторону. Иначе город будет закрыт горным выступом за Ессентуками. Вот оттуда Кисловодск будет виден в хорошую погоду. Перед ним будут видны Ессентуки. Но с этой стороны не будет видно Горячеводской.
И еще одна деталь. Проехав полстраны, проскитавшись столько времени в погоне за сокровищами и наконец получив шанс их найти в одном из двух стульев, купленных у монтера Мечникова, смогли бы концессионеры отложить долгожданный миг победы на целый час и идти на вершину Горы? Я думаю, что нет. Гора здесь еще один символ, еще один шифр, который нам предлагают раскрыть авторы. Каждый из одиннадцати стульев, попавших в руки героев романа, возносил их перед вскрытием обшивки, на вершину. Но после вспарывания обшивки стула и обнаружения под ней только пружин и опилок, героям романа приходилось спускаться вниз и идти дальше, к следующей горе, к следующей напрасной надежде.
Мы прошли с Вами, уважаемый читатель, по страницам главы книги «12 стульев», описывающей приключения концессионеров в городе Пятигорск. Подробно, от строчки к строчке мы проследили их путь, проложенный авторами. Попытались найти разгадки шифров, заложенных в эту часть романа. Удалось ли нам это? Не знаю. Но я знаю другое. Прочитав эти заметки, Вы полюбите Пятигорск еще больше, чем прежде. В следующей части мы снова пройдем по Пятигорску и посмотрим на него так, как увидели его зрители кинофильма Леонида Гайдая «12 стульев», попробуем найти точные места съемок. И попытаемся разобраться, почему Гайдай снял сцены фильма именно так, а не иначе.
Чтобы мотивировать автора на новые исследования, не стесняйтесь оценивать и комментировать публикации. Ставьте "лайки" и подписывайтесь на канал. Будет много интересного.
В статье использованы фотографии автора и фотографии из открытых источников сети Интернет.