Предположим, вас заинтересовала живопись или графика, да хоть изобразительное искусство во всей его полноте и не как ценителя, а вы сами решили стать художником и стали искать обучающие материалы на данную тему.
И первое, с чем вы столкнетесь это статьи или видео на том же YouTube, где вам будут рассказывать и показывать все, начиная от основ до полноценных работ с пошаговой демонстрацией.
Однако, мной было замечено, что все эти материалы(во всяком случае те что видел я) рассматривают это как то однобоко, а именно, задавая вопрос "как", при этом полностью или частично игнорируется вопрос "что", а ведь если заглянуть в историю изобразительного искусства можно заметить что второй вопрос также имел большое значение.
Рассмотрим все это на примерах.
Реализм - Импрессионизм - Сюрреализм
Все что я буду рассматривать, я буду рассматривать в историческом срезе, вглядываясь как одно течение сменяло другое принося с собой новое содержание на полотна, а не с точки зрения конкретного стиля. Откровенно говоря, я настолько обнаглел, что считаю классификацию стилей не корректной:)
На полотне мы видим сцену из божественного писания и это не случайно, во времена раннего возрождения религия это основной лейтмотив художественных произведений. Чтобы убедиться в этом давайте рассмотрим еще несколько работ той эпохи:
Честно говоря, я не нашел понятие "классика" в историческом срезе, мы просто должны смириться, что оно вдруг стало:)
Что же было новаторского в живописи импрессионистов, кроме откровенной с точки зрения живописцев "классической" школы, "мазни на холсте".
На полотне мы видим довольно обыденную сцену из жизни художника
И вновь, это сцена из жизни художника, то что он ценил и мог видеть собственными глазами
Как можно легко заметить главными героями полотен импрессионистов были их сограждане и окружающая их действительность, я бы назвал её документальной в отличии от исключительно художественной живописи эпохи возрождения.
А теперь о бесконечно мною любимом стиле живописи, о сюрреализме:
Тут, возможно, каждый увидит что то своё, однако давай те же выслушаем автора полотна : "Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень — чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр. Я встал и пошел в мастерскую. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины".
Довериться своему подсознанию или интуиции и пусть оно решит, что будет на полотне, вот метод сюрреализма, вот его предмет.
Она была больна, бала какая то травма позвоночника и таким свойственным художнику сюрреалисту языком она описала своё состояние.
Вот так автор изобразил своё понимание книги бытия, но это не точно:)
Резюме
Я полагаю этих примеров будет достаточно, чтобы понять что делает стиль живописи новаторским, о чем можно сказать "новое слово" в живописи.
Если же в целом взглянуть на историю искусства, то можно заметить некую цикличность, возврат к истокам, однако свежестью пахнет всегда то , что делает предметом своего произведения нечто отличное от своего предшественника, а далеко не эксцентричные выходки кои буквально заполонили наше время.