Найти в Дзене
MikheevDesign

Живопись. Что писать или как?

Оглавление

Предположим, вас заинтересовала живопись или графика, да хоть изобразительное искусство во всей его полноте и не как ценителя, а вы сами решили стать художником и стали искать обучающие материалы на данную тему.

И первое, с чем вы столкнетесь это статьи или видео на том же YouTube, где вам будут рассказывать и показывать все, начиная от основ до полноценных работ с пошаговой демонстрацией.

Однако, мной было замечено, что все эти материалы(во всяком случае те что видел я) рассматривают это как то однобоко, а именно, задавая вопрос "как", при этом полностью или частично игнорируется вопрос "что", а ведь если заглянуть в историю изобразительного искусства можно заметить что второй вопрос также имел большое значение.

Рассмотрим все это на примерах.

Реализм - Импрессионизм - Сюрреализм

Все что я буду рассматривать, я буду рассматривать в историческом срезе, вглядываясь как одно течение сменяло другое принося с собой новое содержание на полотна, а не с точки зрения конкретного стиля. Откровенно говоря, я настолько обнаглел, что считаю классификацию стилей не корректной:)

Джотто. Поклонение волхвов.
Джотто. Поклонение волхвов.

На полотне мы видим сцену из божественного писания и это не случайно, во времена раннего возрождения религия это основной лейтмотив художественных произведений. Чтобы убедиться в этом давайте рассмотрим еще несколько работ той эпохи:

Мазаччо. Святой Петр исцеляет своей тенью.
Мазаччо. Святой Петр исцеляет своей тенью.
Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”.
Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”.

Честно говоря, я не нашел понятие "классика" в историческом срезе, мы просто должны смириться, что оно вдруг стало:)

Что же было новаторского в живописи импрессионистов, кроме откровенной с точки зрения живописцев "классической" школы, "мазни на холсте".

П.-О. Ренуар. «Лягушатник».
П.-О. Ренуар. «Лягушатник».

На полотне мы видим довольно обыденную сцену из жизни художника

Э. Дега. «Голубые танцовщицы».
Э. Дега. «Голубые танцовщицы».

И вновь, это сцена из жизни художника, то что он ценил и мог видеть собственными глазами

О.-К. Моне. «Женщины в саду».
О.-К. Моне. «Женщины в саду».

Как можно легко заметить главными героями полотен импрессионистов были их сограждане и окружающая их действительность, я бы назвал её документальной в отличии от исключительно художественной живописи эпохи возрождения.

А теперь о бесконечно мною любимом стиле живописи, о сюрреализме:

Сальвадор Дали. Постоянство памяти, 1931.
Сальвадор Дали. Постоянство памяти, 1931.

Тут, возможно, каждый увидит что то своё, однако давай те же выслушаем автора полотна : "Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень — чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр. Я встал и пошел в мастерскую. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины".

Довериться своему подсознанию или интуиции и пусть оно решит, что будет на полотне, вот метод сюрреализма, вот его предмет.

Фрида Кало. Корни, 1943.
Фрида Кало. Корни, 1943.

Она была больна, бала какая то травма позвоночника и таким свойственным художнику сюрреалисту языком она описала своё состояние.

Рене Магритт. Сын человеческий, 1964.
Рене Магритт. Сын человеческий, 1964.

Вот так автор изобразил своё понимание книги бытия, но это не точно:)

Резюме

Я полагаю этих примеров будет достаточно, чтобы понять что делает стиль живописи новаторским, о чем можно сказать "новое слово" в живописи.

Если же в целом взглянуть на историю искусства, то можно заметить некую цикличность, возврат к истокам, однако свежестью пахнет всегда то , что делает предметом своего произведения нечто отличное от своего предшественника, а далеко не эксцентричные выходки кои буквально заполонили наше время.