Krupp-Daimler KD1 ( Ballon-Seilwinde Krupp-Daimler 100 PS, Daimer KD-1 GheccrSeilwinde fuer Fesselballone)
Страна Германия
Производитель Krupp-DMG (Daimler-Motoren-Gesellschaft)
Произведено: ?
Годы производства 1917-1919
Экипаж 10
Сухая масса, 8 тн
Нагрузка: 1,5 тн + прицеп 9 тн.
Размеры: 6225х2170х1860 мм
Дорожный просвет: 400 мм
Двигатель: ДВС R6,12020cm3, 100 л.с
Колесная формула: 4х4
Угол въезда: 25% без прицепа, 10% с прицепом.
Германская армия первой и единственной активно применяла в начале Великой войны привязные аэростаты для артиллерийской разведки и корректироваки. Но, как и в бронетехнике, и в моторизации, германская армия стала заложников идеи быстрой победу. Начать и закончить войну собирались одним и тем же оружием. В итоге, когда оказалось, что старый конь не тянет, пришлось вложить огромные ресурсы в перевооружение и в итоге проиграть. Начав первыми производить и применять наблюдательные аэростаты, немцы очень долго использовали старую конструкцию, пока в прямом смысле им на "голову" не опустился аэростат Каго.
Самый популярный аэростат начала Великой войны в 1896 году сконструировали германские офицеры - майор фон Парсеваль (Parseval) и гауптман фон Зигфельд (Siegsfeld). Он был небольших размеров, но в общем стал основой для более крупных баллонов. Во время войны длина аэростатов Парсиваля-Зигфельда выросла до 60 метров. Главной причиной разработки сигарообразного аэростата получившего кличку Дракон - Drachen, стала неустойчивость круглых шаров, к тому же они могли вращаться вокруг собственной оси. К началу войны у Германии и союзников было было 420 наблюдательных аэростатов. Выпуск баллонов был крупносерийным, за все годы войны в Германскую армию поступило более 4000 наблюдательных аэростатов. При обычной тактике наблюдательные аппараты размещались примерно в 5,5-6 км. от линии фронта, на расстоянии 20-25 км. друг от друга на высоте 1000-1500 м. Снизу каждый гар прикрывала баттарея ПВО. . С 1915 экипажи наблюдательных шаров начали экипироваться парашютами.
Сферические аэростаты имели большое сопротивление воздуху, Так как привязные аэростаты работают в приземном турбулентном слое воздуха, то они подвержены сильным колебаниям. Уже при ветре 10 м/с наблюдателям невозможно находиться в гондоле. Визуальной особенностью аэростата Парсеваль Дракен баллонет, надуваемый встречным потоком воздуха через ветроулавливатель в рулевом мешке. Аэростат в рабочем положении имел наклон около 45° к потоку ветра, высота была ограничена 800 метрами, так как воздушный напор не давал уже сматывать управляющий трос. Для работы с аэростатами использовались электрические трактора Сименса-Шуккерта.
Несмотря на преимущества аэростатов Персеваля-Зигсфельда главным их недостатком было высокое лобовое сопротивление, стабилизаторы и рулевой баллонет его еще больше увеличивали. Это создавало большое натяжение привязного троса, вследствие чего аэростаты при порывах ветра постоянно обрывались. Кроме того, и летные качества аэростата «Парсеваль» были невысоки. Скорость выбирания троса была мала, и это обстоятельство делало аэростат легкой добычей для авиации противника.
И здесь на "помощь", как и в случае с синхронизатором пулемета на истребителях, пришли враги и случайность. Майор французской воздухоплавательной службы Како (Albert Caquot) разработал аэростат обтекаемой формы с тремя стабилизаторами на корме, известный под названием тип М, на котором все недостатки Драконов были устранены. Стабилизаторы, как и рулевой баллонет в Дракене, наполнялись воздухом, но они были небольшими и не увеличивали сопротивление. В аэростате Како не было кормовых стабилизаторов, в итоге Угол наклона оси аэростата уменьшился с 45° до 15°. Это позволило осуществлять подъем при ветре до 20 м/сек. Один из новых аэростатов сорвало ветром и отнесло на позиции немцев. По легенде во всем виноваты англичане, у которых оторвался первый же переданный им аэростат типа М. Немцы мгновенно скопировали его и начали выпуск под маркой Аэростат типа «Ae 800».
Кроме самого аэростата не менее важной частью является управляющая лебёдка, от нее зависит скорость сматывая или наматывания троса, высота полета, мобильность. Первоначально применявшиеся трактора Сименса-Шуккерта и конные тележки сильно ограничивали тактические возможности аэростатов. Решение подсмотрели у тех же французов. Лебедка была смонтирована на самоходном полноприводном шасси. Лучшим шасси стал Krupp-Daimler KD1 .
Мощная лебедка, расположенная в кузове тягача имела привод от основного двигателя, мощности которого было достаточно, в отличие от французских, чей агрегат питался от отдельного двигателя. Высокая проходимость и масса тягача делали его устройчивой платформой для применения в любых условиях.Лебедка размещалась над задней осью KD1 и приводилась валом от раздаточной коробки.
В лице Krupp-Daimler KD1 германская армия получила столь долго желаемое универсальное шасси с полным приводом, мощным двигателем, большим количеством возможных применений. Но главную проблему решить не удалось - серийное производство. Чем могла помочь даже тысяча тягачей, когда с другой стороны фронта счет шел на десятки тысяч машин такого типа.
Источники:
https://sassik.livejournal.com/177281.html
http://ww1.milua.org/aerosat.htm
Werner Oswald: Kraftfahrzeuge und Panzer der Reichswehr, Wehrmacht und Bundeswehr ab 1900 (ISBN 3-613-02370-9) and
Walter J. Spielberger: Die Rad- und Vollketten-Zugmaschinen des deutschen Heeres 1870-1945 (ISBN 3-87943-528-6)