Найти в Дзене
Strategeum-Y

Военный бюджет США на 2020 год — как, сколько и кому

Оглавление

20 декабря очередной бюджетный кризис в Соединенных Штатах завершился. Среди главных результатов достигнутого компромисса — принятие военного бюджета на очередной финансовый год.

В силу большой публичности американского бюджетного процесса представляется возможным достаточно полно посмотреть на структуру финансирования сверхдержавной военной мощи.

Военный бюджет в американской системе госфинансов

Собственно, 2020 финансовый год в Соединенных Штатах начался еще 1 октября нынешнего календарного года. Однако, как это уже не раз случалось в последние годы, участники федерального бюджетного процесса не смогли вовремя договориться, и финансирование американского государства перешло по схему кратковременных ассигнований. Федеральные органы власти балансировали на грани приостановки своей деятельности. Согласование бюджета традиционно идет трудно в связи с с ограничениями на расходы государства, введенными из-за накопленного огромного госдолга, Основной ажиотаж в межпартийном бюджетном торге, как обычно, концентрировался на теме национальной обороны. Политический компромисс был достигнут в несколько этапов.

Система государственных финансов Соединенных Штатов своеобразна. Конституция США гласит, что федеральные средства могут расходоваться только на основе утвержденных законом полномочий. Единый закон о федеральном бюджете не разрабатывается, Конгресс принимает пакеты самостоятельных законов по бюджетным направлениям

Американские бюджетные мероприятия разрабатываются и проводятся в русле государственной стратегии по тем или иным направлениям («доллар идет за стратегией»). С 60-х годов XX века военный бюджет утверждается двумя законами — о полномочиях и об ассигнованиях для министерств и ведомств. При этом закон об ассигнованиях в некоторых деталях может устанавливать иные расходные лимиты, нежели закон о полномочиях.

Основные бюджетополучатели по фондам, расписанным по направлению «национальная оборона», являются два министерства (департамента) — обороны и энергетики. Однако конечными получателями некоторых финансовых ресурсов из военного бюджета могут также быть другие ведомства (например, госдепартамент или министерство внутренней безопасности), которым Пентагон по предписанию Конгресса передает эти фонды. В то же время в военный бюджет включаются и различные расходы, связанные со сферой обороны страны опосредовано (различные социальные и бытовые программы для военнослужащих и членов их семей) или не имеющие очевидной связи (например, финансирование расходов на исследования по борьбе с некоторыми видами рака).

Расходы на военную разведку, а это не один десяток миллиардов долларов, проходят не по статьям оборонного бюджета, а включаются в пакет законов о национальной разведке.

Существуют некоторые схемы рассуждений, утверждающие, что некоторые существенные военные расходы США финансируются из бюджетных фондов вне оборонного бюджета.

Однако в обиходе политического мэйнстрима размеры американских военных расходов принято оценивать по параметрам ежегодного Закона о полномочиях в области национальной обороны (National Defense Authorization Act — NDAA).

Политическая игра на военно-бюджетном поле

Военный бюджет США, предполагающий распределение 15-20% расходной части федерального бюджета, является полем ожесточенной борьбы трех основных игроков — администрации (исполнительной власти) и фракций республиканской и демократической партий в Конгрессе (на нынешнем этапе демократы контролируют Палату представителей, а республиканцы имеют большинство в верхней палате — Сенате). Президент-республиканец Дональд Трамп и республиканцы в Конгрессе выступали преимущественно единым фронтом, хотя не без существенных нюансов.

Как правило, итоговый финансовый документ носит компромиссный характер, однако достичь согласия к началу нового финансового года (1 октября) удается не всегда. На этот раз к согласию пришли к концу первого квартала в рамках 2020 финансового года.

Первоначально, весной администрация запросила на военные цели 750 млрд долларов. Первый компромисс был достигнут в июле, когда было согласовано принципиальное решение ограничить оборонный бюджет рамками в 738 млрд долларов, что на 22 миллиарда превышало уровень 2019 ф.г. Далее поиск компромисса застопорился, обе палаты разработали и приняли свои проекты военного бюджета, и работа перешла в согласительную комиссию (конференцию). В конечном счете к завершению первого квартала нового финансового года договорились, военный бюджет был согласован обеими палата Конгресса подавляющим большинством голосов.

И каждая сторона тут же принялась «продавать» собственному электорату свою версию реализации своих политических приоритетов в нынешнем военном бюджете. Республиканцы говорили об обеспечении нового этапа военного строительства, демократы — о самом «прогрессивном» военном бюджете последнего десятилетия. Заявления несогласных и голосовавших против этого закона о военных расходах утонули в общем радостном хоре. Самое крутое публичное шоу по этой теме устроил президент Трамп, проведший церемонию подписания закона о полномочиях в сфере национальной обороны на военной базе Эндрюс в большой аудитории военнослужащих различных категорий.

Церемония подписания закона о полномочиях в области национальной обороны
Церемония подписания закона о полномочиях в области национальной обороны

В отличие от предыдущих лет, на этот раз работа над второй составной частью военного бюджета (законом об ассигнованиях на нужды министерств обороны и энергетики и ряда других ведомств) велась параллельно и привлекала меньше общественного внимания. Фискальные законы Трамп подписал буднично, на борту самолета по пути на уик-энд.

Основные параметры военного бюджета-2020

В рамках 738 миллиардов т. н. базовый бюджет министерства обороны США на 2020 ф.г. составит 635 млрд долларов, базовый бюджет министерства энергетики — 23 млрд долларов, расходы на зарубежную оперативную деятельность — 71,5 млрд долларов. Кроме того, в оборонный бюджет официально предназначено свыше 8 миллиардов, относящихся к т. н. мандатным расходам и не подлежащих распределению посредством закона о полномочиях.

Плюс к этому закон об ассигнованиях на военное строительство добавляет в бюджет Пентагона еще 21 млрд долларов.

В базовом бюджете министерства обороны основные группы расходных статей сформированы по следующим направлениям:

- основная оперативная деятельность и обслуживание 254 млрд долларов (при первоначальном запросе в почти 293 миллиарда)

- затраты на военный персонал — почти 155 млрд долларов (запрос на 156 миллиардов)

- фонды на закупки146 млрд долларов (запрос — 143 миллиарда)

- расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — свыше 105 млрд долларов (запрос — 104 миллиарда).

Функционирующие в рамках Пентагона министерства видов вооруженных сил получили по сравнению с 2019 ф.г. добавку по 10-12 млрд. долларов. Объем их бюджетов следующий:

- министерство армии (административное управление сухопутными войсками) — 191,4 млрд долларов

- министерство ВМС (военно-морские силы и морская пехота) — 205,6 млрд долларов

- министерство ВВС (военно-воздушные силы и вновь создаваемые военно-космические силы) — 204,8 млрд долларов.

О политических и военно-технических аспектах американского военного бюджета см. наш следующий материал.