Мы продолжаем исследовать планету, вооружившись красивыми и красноречивыми диаграммами.
Цветущий мир опиума для народа живет своей жизнью — вне политических и географических границ. К XX веку, спасибо просвещению, люди перестали устраивать священные войны.
Теперь уже проливали кровь за геополитику (впрочем, она не менее эфемерна, чем учение какого-то дядьки, сидящего на облаке). А религиозные фанатики из клериканского мейнстрима маргинализировались в небольшие экстремистские группировки. Последняя попытка организации, признанной террористической на территории России, собрать крестовый поход на Европу закончилась массированными бомбардировками, в том числе и российской авиацией.
В мире расцветает секуляризм, его миссионеры — учителя биологии, физики и математики. Но религию задушить можно, а вот веру — сложнее.
В очень религиозной Америке некогда самая мощная ветвь христианства — традиционный протестантизм — растеряла паству в пользу атеизма. А в России, где примерно 70 лет не было бога, население с конца 1980-х начало осваивать обе дисциплины.
Странный провал во времена медведевской «оттепели» социологи объяснить пока не готовы, зато кризисные последующие годы русский народ почти единодушно встречал под хоругвями.