Здравствуйте. С вами Алексей Коновалов, диванный комментатор околоистории. Хотелось бы мне сегодня обратить ваше внимание на историческое исследование славянской языческой мифологии. Для этого пригодится книга российского и советского филолога-слависта, историка и этнографа Николая Михайловича Гальковского "Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси".
Гальковский начинает свой рассказ о славянских мифологических персонажей с Дия и Траяна.
В одной болгарской песне Траян называется проклятым царём, в царстве которого находятся восемьдесят водоёмов, а в них находится жжёное золото и чистое серебро. По сербскому преданию в Трояновом граде жил царь Троян, который каждую ночь ездил в Срем (Плодородный участок Среднедунайской низменности между реками Дунай и Сава, лежащий частью в Хорватии, а большей частью - в Сербии) к одной женщине, а к утру возвращался. Он совершал свои поездки только ночью, так как солнце могло растопить его. Однажды родственники той женщины хитростью заставили Трояна пробыть в Среме дольше обычного. Троян спешил домой, но восходящее солнце застало его в дороге. Царь спрятался в стоге с сеном, но коровы растрепали сено, и Троян растаял. Всё, конец сказки. Ещё у него были козьи уши. Неизвестно, каков исторический смысл во всём этом, это устное сказание было записано лишь в XlX веке. Федор Иванович Буслаев (Российский лингвист, фольклорист, историк литературы и искусства, глава русской мифологической школы) полагал, что Траян, по верованиям славян, принадлежал к стихийным существам, вроде русалок и вил.
Итак, в народных славянских сказаниях, записанных в XlX веке, Траян представляется сказочным существом. В письменных памятниках более раннего периода он божество и могущественный владыка. В "Хождении Богородицы по мукам", которое было известно в переводе с греческого с Xll века, имеется вставка, обещающая злые муки верующим в богов Траяна, Хорса, Велеса и Перуна. Это русская вставка, в позднейших списках "Хождения..." этой вставки нет, потому что с течением времени память о языческих славянских богах утрачивалась, и упоминание о них казалось ненужным и непонятным.
В "Слове и откровении святых апостолов" повествуется о беседе учеников Спасителя в Иосафатовой долине о греховности рода человеческого, при этом упоминаются боги Перун, Хорс, Дый и Траян и другие. "Эти божества человеци были суть старейшины Пероун в елинех, а Хорс в Капре, Троян бяше царь в Риме"
По "Летовнику" Георгия Амартола Дий был сын Крона и брат Нина. У персов было разрешено иметь связь с сёстрами и матерью, поэтому Дий был женат на своей сестре Ире. В честь Дия в Египте закалывали козлов и других животных.
У Амартола рассказывается, что Серух (библейский персонаж, прадед Авраама) ввёл обычай в Вавилоне почитать деяния древних воинов и князей. Впоследствии несведующие люди стали почитать знаменитых предков за богов. Потом люди стали обоготворять соотечественников, сделавших какое-нибудь открытие или изобретение. Например, Посейдон изобрёл кораблестроение, Гефест ковал мечи и так далее, но эти обоготворённые герои были простыми людьми:
"И древле оубо иже от творец глаголемых богов Диа и Крона и Аполлонаа и ироя мнеще,человеци боги быти, прельщаахоусе чтоуще."
Потом под этими именами стали боготворяться стихии: "Дия дьжда реше быти",то есть Дий — это дождь. Ниже говорится, что "люди послужили твари паче Создателя, обоготворили небо, землю, животных, птиц и гадов "Имеповахоу Диа небо."
Итак, у Амартола под Дием подразумевается божество дождя и неба, то есть Зевс. Впрочем, у нас это слово употреблялось в значении языческого бога вообще. Наши предки Дию не кланялись. На русский Олимп Дий попал благодаря знакомству древних книжников с византийской литературой.
Теперь снова возвратимся к Траяну. Русский составитель "Слова святого апостола" знал, что римляне боготворили своих императоров. Имя римского императора Траяна он вставил, вероятно, потому, что оно было известно ему из предания. Поэтому в памятниках религиозного творчества Траян изображается обоготворённым римским императором.
Памятник светской литературы Xll века "Слово о полку Игореве" несомненно доказывает, что в двенадцатом веке ещё хранилась память о Траяне. В "Слове..." упомянаются: тропа Трояна:
"О баяне ... аки бы ты сии плъкы ущекотал, рища в тропу Трояню, чресь поля —на горы".
Века Траяна: " были вечи Трояни"," ... на седьмом веце Трояни".
Земля Траяна: "вступила обида девою на землю Трояню".
Конечно, каждый поэт стремится создать образы, понятные его современникам, следовательно, в Xll веке не приходилось объяснять, кто такой Траян. В это время хранилась память о временах Траяна, славного и могучего властителя, о земле Дакии, им приобретённой, помнили тропу, дорогу Траяна, под которой подразумевается Via Traiani, простиравшаяся от берегов Дуная до Прута и далее на восток по нынешней южной России. Правда, все упоминания о Траяне в "Слове..." не отличаются ясностью, вероятно, для самого автора времена Траяна затянуты пеленой прошедших веков. Возможно, славяне помнили войны Траяна в Дакии 101-105 годов. Согласно многочисленным свидетельствам летописей, некоторые племена переселились из Дакии в Закарпатье. Вполне возможно, что отхлынувшая из Дакии волна переселилась в нынешние Киев и Новгород. Большинство же осталось, подпало под власть Рима. Существует также и другое мнение на этот счёт. Иван Николаевич Смирнов, российский историк и этнограф считает упоминания о Траяне чисто книжным влиянием. По его мнению, славяне появились на Балканах в V веке. Упоминание о Траяне, по мнению Смирнова, говорит только о том, что славяне застали культ Траяна и Зевса и приняли в нем участие. Это было в эпоху христианства, когда язычество было ещё сильно.
Но не всё так просто. Римские императоры боготворились при жизни, после смерти они, по словам Смирнова, сдавались в религиозный архив. Траян умер в 117 году, и божеское поклонение ему не полагалось. С момента официального введения христианства в Римской империи божественный культ императоров перестал почитаться, а славяне появились на Дунае именно в период установления христианства в Римской империи. И почему не Антонин, или Каракалла, например, а именно Траян, грозный покоритель даков остался в памяти славян? Думается, что славянам приходилось столкнуться с ним. Болгарский историк Марин Дринов считал, что славяне под разными именами задолго до IV века соприкасались с римлянами.
Смирнов отмечал, что в славянских сказаниях Траян не имел атрибутов грозного исторического деятеля. Несомненно, что в сербских и болгарских сказаниях, записанным в XlX веке, Траян является мифическим персонажем, но в "Слове о полку Игореве" автор изображает историческую личность, хоть и не говорит, что это император, это стерто из памяти, остались лишь "тропы"и "время" Траяна. У жителей Средней Азии до сих пор остались песни и легенды о Искандере, или Зул-Карнайне (Александр Македонский), который с мечом прошёл через их земли. Итак, друзья, Дий и Траян были славянскими мифическими персонажами, но не божествами.
На этом всё на сегодня, мы продолжим тему славянского язычества в следующий раз. Друзья, подписывайтесь на канал, жду ваших лайков и комментариев. Удачи вам !