В норме "я" возникает в речи у ребенка в 2,5 года. Примерно в это же время начинается кризис трех лет и процесс сепарации от матери.
Детям с РАС старше 3-х вполне комфортно говорить о себе "ты", "он", "мальчик/девочка", называть себя по имени.
Причин несколько:
- речь ребенка с РАС более автоматическая и эхолаличная, чем в норме, т.е. ребенок механически воспроизводит те слова, которыми его называют окружающие и какие они сами употребляют;
- из-за особенностей строения нервной системы у такого ребенка нарушены границы тела,
- заторможено психическое развитие, т.е. ребенок психически моложе своего паспортного возраста.
Что же делать в этом случае?
0. Окружающие убирают своей речи неправильные шаблоны. О себе говорят: "Я". к ребенку обращаются "ты" или никак. Неправильно: "Мама сделает Маше пирожок.Маша будет пирожок?", надо: "Я испеку тебе пирожок. Будешь?"
1.Чтобы "я" ассоциировалась с визуальным изображением, ребенок должен научиться узнавать себя в зеркале и по фото.
Начинаем с зеркала. Подводим, спрашиваем: "Кто это?" Даем подсказку: "Я".
Переходим к фото семьи и продолжаем в том же духе. Если речь развита хорошо, можно перейти к описанию картинки: я ем, я рисую и т.п.
2. Сделаем "я" формой просьбы (манд). Кто будет конфету? Подсказка: "Я".
3. Включим "я" в предложения. Больше всего мне помог именно третий пункт и визуальная подсказка логопеда Александры Коняхиной. См. картинку.
В центр листа вклеивается фото ребенка, а от него расходятся глаголы-пиктограммы. Начинаем с базовых: "Я пью", "Я сплю", "Я ем". То, что на моем примере, это уже продолжение обучения.
После этого шаблона мой ребенок стал использовать "я" в речи и комментировать свои действия от первого лица.