История Елены Мухиной одна из самых трагичных за всю историю спорта
20 лет яркого блеска и надежд, и столько же - полной неподвижности
Вершиной карьеры Мухиной должна была стать Олимпиада - 80 в Москве. Все, что делалось до этого было подготовкой, репетицией, разминкой.
Каждый спортсмен мечтает стать чемпионом. Олимпийский принцип - "Главное не победа, а участие", остался где то в Древней Греции.
В современном большом спорте нет речи о здоровье и дозированных нагрузках. Если для тебя главное Победа, то выложиться надо на 150%. И не один раз.
Изматывать нагрузками, диетами и режимом придется себя на протяжении долгого периода. Обычный человек не поймет и не выдержит. Поэтому и чемпион один в Мире. Потому что дано не всем.
Елене было дано. Крайняя степень ответственности, способность эмоционально сосредоточиться, сконцентрировать внутреннюю энергию.
Вот, что делало ее особенной. Физически, по словам, самой Елены, она была не так сильна. Но отточеная техника и способность сконцентрироваться позволяли выдерживать, постоянно растущие нагрузки.
Тренер Мухиной - Михаил Клименко.
Он начал тренировать Елену в 14-летнем возрасте. И сразу решил, что ее изюминкой будет критично сложная, специально под нее созданная программа.
До этого Клименко тренировал только мужчин. Поэтому он взял несколько элементов мужской программы и адаптировал их под Мухину.
Через три года работы с Клименко, Елена выиграла три золота на Чемпионате Европы в Праге, представив там неизвестный элемент на брусьях, в последствии названный в ее честь "Петля Мухиной".
Затем были три золота на Чемпионате Мира в Стратсбурге. Стоя на пьедестале почета, Елена плакала. Но это не были слезы радости. Это были слезы бессилия перед предстоящей подготовкой к Олимпиаде. Бессилие, что сейчас, ты сойдешь с пьедестала и ты уже не чемпион и опять все по новой.
Эмоционально, Елена, была готова уйти из спорта в тот момент, но конечно, ее никто не отпустил.
Никто не отпустил - это в первую очередь Клименко, ее тренер. Тренера Елена слушала беспрекословно. Были сильные боли и травмы, но Клименко не слышал жалоб. Наоборот, он обвинял Елену в лени и неспособности работать.
Первый серьезный звонок прилетел в виде травмы шеи на Спартакиаде народов СССР. Произошел отрыв остистых отростков шейного отдела позвонков. Голова не поворачивалась. Но, ежедневно, после обхода врачей, Елена шла на тренировку, снимала шейный корсет и тренировалась.
В это время, Елена, почувствовала как стали неметь ноги. Узнала, что такое ощущение слабости.
Далее были вывихи, переломы, выбитые пальцы. Елена была заторможенной, часто плакала. По словам ее коллеги по сборной СССР, Елена не успевала перейти улицу на зеленый свет - не хватало сил. При этом ее программы на всех снарядах продолжали оставаться сложнейшими в мире.
в 1978 году, Мухина сломала ногу. Когда выяснилось, что перелом долго не срастается, Клименко отправил ее в зал тренироваться на одной здоровой ноге.
"Клименко всегда нервничал перед соревнованиями и дергал меня - вспоминала Мухина. Он понимал, что его собственное благополучие зависит от моих успехов.
Я же была крайне ответственна. Иногда, чтобы сбросить вес, бегала по ночам, а утром шла на тренировку. При этом я постоянно выслушивала, что я быдло и должна быть счастлива, что мне дали шанс и обратили на меня внимание."
Отбор на Олимпиаду-80 она не прошла. То, что она не готова понимали все, в том числе и Клименко. Но из сборной ее не исключали, давали возможность все поправить.
Никто не сомневался, что команда возмет золото. И Клименко хотел стать тренером Олимпийской чемпионки. Загнал ли он Елену - безусловно. У нее безумно все болело, а он заставлял ее тренироваться.
К тому же он усложнил программу и внес в нее "Элемент Томаса", взятый из мужской гимнастики.Приземление происходит головой вниз в кувырок.
Елена неоднократно говорила Мухину, что ей не хватает высоты, скорости и силы для выполнения. Клименко в очередной раз не пожелал услышать ученицу.
К тому же, Елена, боялась. По ее словам, она видела свое падение во сне, видела как ее уносят из зала. Понимала, что рано или поздно это произойдет. Елена считает, что это была судьба. И не обижается на нее.
На сборах в Минске, в тот злополучный день, Клименко не было. Он уехал в Москву, договориться со спортивными чиновниками, которые хотели вычеркнуть Елену из сборной.
Вроде как он запретил Елене выполнять упражнение на помосте, а только в поролоновую яму. Якобы, Елена самостоятельно решила выполнить всю программу. Свидетелем падения стала Лидия Иванова, ныне комментатор по гимнастике. Как это увидела она:
"По настоянию Клименко, Елена делала финальный прогон. В одном из сложных прыжков ей не хватило силы, а может подвела травмированная нога. Елена не докрутила и со всего размаху вошла головой в помост. К Лене подбежали, она была без сознания. Давление по нулям, ноги не откликаются. Перелом позвоночника. "
В Минске не оказалось врачей нужной квалификации. Поэтому не смогли сделать операцию немедленно. Ранее хирургическое вмешательство значительно бы улучшило ее состояние.
Ее доставили в Москву на самолете. Операцию проводил профессор, нейрохирург Аркадий Лившиц. Он выражал определенный оптимизм по поводу ее прогнозов.
Но к моменту операции в месте травмы уже начались необратимые изменения. Несколько перенесенных операций не принесли успеха. Елена осталась парализованной до конца жизни.
До конца жизни Елена не могла стоять, сидеть, держать ложку. Двигательная активность сохранилась только в плечевом и локтевом суставе.
Елена обращалась к Дикулю и занималась по его методике. Но через несколько месяцев упорных тренировок отказали почки и занятия пришлось прекратить.
Не смотря на всю безнадежность, Елена не утратила интерес к жизни. Поняла, что надо кардинально поменять отношение к ситуации и жизни. Решила покинуть медучреждения и вернуться в квартиру.
Научилась радоваться тому, что доступно и не завидовать другим. Иначе можно сойти с ума. Её принцип - "По сравнению с возможностью думать, отсутствие возможности двигаться - полная ерунда".
Елена закончила Московский институт физкультуры. Преподаватели приходили к ней домой, читали лекции и принимали экзамены. Затем защитила кандидатскую.
В 1982 ГОДУ, Хуан Антонио Самаранч вручил высшую награду Олимпийского движения - Олимпийский орден. К пенсии по инвалидности прибавили президентскую.
Сальто Томаса было запрещено правилами в женской спортивной гимнастике.
Елена никогда не жаловалась. Простила всех, кто оставался нейтральным наблюдателем, когда можно было вмешаться. Считая их жертвами системы.
Позже все говорили, что да, она была не готова к этому элементу. Но они были безмолвны в нужный момент. Со своим тренером Елена категорично отказывалась встречаться.
Елена умерла 22 декабря 2006 года. Она приняла все испытания, которые ей дала жизнь. И показала всем пример достойного поведения в самой безысходной ситуации.
Елена образец мужества для многих людей!