Джойстик – универсальный манипулятор, с помощью которого человек может подавать команды компьютеру через движения, совершаемые определенным образом. С момента, когда строительную и сельскохозяйственную технику начали оснащать электронным оборудованием, инженеры стали разрабатывать модели джойстиков, позволяющие операторам контролировать движение машины.
Управление навесным оборудованием: первый шаг
Поначалу с помощью джойстика водитель мог управлять лишь навесным оборудованием. Небольшое число совершаемых манипуляций, а также простота ввода-вывода информации давали возможность производителям погрузчиков, вил, отвалов и прочих приспособлений монтировать их на уже работающую модель трактора вместе с джойстиком.
Результат этого нововведения был весьма успешным: работа с помощью джойстика стала более точной, удобной и позволяла производить мелкие манипуляции, которые на рычажном управлении были недоступны.
Электронное управление трансмиссией: колесные тракторы
Следующим шагом эволюции стало управление трансмиссией с помощью джойстика. Для того чтобы провести подобную модернизацию, производителям сельскохозяйственной и строительной техники понадобилось полностью переработать электронную и частично механическую начинку машин.
В первую очередь модели на электронном управлении оснастили бесступенчатой коробкой передач. В результате набор скорости начала набираться плавно без дополнительных вмешательств оператора. Чаще всего джойстик шел в комплекте с панелью бортового компьютера, на которой отражалась необходимая информация. Наиболее популярные производители техники на управлении джойстиком – John Deere и Caterpillar.
John Deere
Американский производитель сельскохозяйственной техники выпустил серию колесных тракторов 6R. На них установлено два джойстика: один управляет трансмиссией, другой- навесным оборудованием. Манипулятор Command pro обеспечивает плавный набор скорости без переключения передач. Благодаря прямому взаимодействию с трансмиссией, техника этой серии демонстрирует экономию топлива вкупе с высокими показателями мощности.
Джойстик взаимодействует с бортовым компьютером Command Center, оснащенным элементами интуитивного управления.
Caterpillar
CAT разработал электронное управление для фронтальных погрузчиков. В моделях этой серии джойстик взаимодействует с педалями и обеспечивает движение вперед и назад, а также бортовой поворот. Подобная система управления универсальна и может быть настроена под потребности будущего владельца.
Благодаря электронной системе управления движением и работе навесного оборудования кабина погрузчика стала полностью герметичной. Это способствовало созданию дополнительного комфорта и защиты для оператора.
Электронное управление бульдозером: российские инновации
Отечественные производители решили оснастить электронным управлением гусеничные бульдозеры. Челябинский тракторный завод разработал модель Б11 с гидромеханической трансмиссией, управляемой джойстиком. Он взаимодействует с бортовым контроллером, который регулирует режим движения и поворота. Благодаря подобному нововведению был упрощен механизм взаимодействия трансмиссии с системой управления. Кроме того,кабина стала полностью герметичной.
Инженеры ДСТ-Урал также спроектировали бульдозер на управлении джойстиком. С его помощью оператор управляет гидростатической трансмиссией. Здесь изменение силы тяги также происходит бесступенчатым способом, а электронная система контролирует прямой и обратный ход машины.
Многие эксперты уверены, что за джойстиком будущее. Инновационные концепты строительной и сельскохозяйственной техники, представленные производителями со всего мира, в большинстве своем управляются именно с помощью ручных манипуляторов. И не удивительно – такой тип контроля передачи и движения отличается не только высоким показателем комфорта, но и возможностью проведения более точной, низкозатратной и эффективной работы машин.
Если у вас есть, что добавить, то пишите в комментариях!