Найти в Дзене

Знакомство героя с читателями

Оглавление

Впервые отправляясь на какую-то важную встречу, человек заботится о том, чтобы произвести самое благоприятное впечатление. Ведь оно создаёт установку, которая потом будет долго влиять на отношение к нему. И сколько потом ни убеждай себя, что первое впечатление может быть обманчиво, а предвзятое отношение всё равно останется.

С книжными героями точно так же. Первое впечатление очень важно, оно задаёт ракурс восприятия персонажа.

Подготовка к встрече. Четыре правила

Первое правило

На мой взгляд, самое важное. Автор должен сам очень хорошо представлять своего героя: внешний вид, вплоть до предпочтений в одежде, так как они многое могут сказать о характере; сам характер, интересы, род деятельности, какие-то мелочи, типа коллекционирования курительных трубок или отвращения к киселю. Всё это стоит продумать до деталей. Когда герой в голове автора будет живой, тогда и представлять его читателю будет легче.

Второе правило

Всегда помните, что читатели телепатией не обладают, и что у автора в голове знать не могут. Поэтому постарайтесь информацию о герое донести так, чтобы, во-первых, не оставалось вопросов и недоумения. Во-вторых, чтобы образ героя в голове читателя хотя бы в общих чертах соответствовал авторскому представлению о нём.

Правило третье

Характер любого человека проявляется в деятельности. Персонажей книги это тоже касается. Поэтому недостаточно сообщить читателю, что ваш герой «смелый до самоотверженности» или «скромный и застенчивый». Нужны действия, поступки, чтобы это доказать. А лучше вообще не давать категоричных оценок, а позволить читателю создать образ героя на основании его поступков. И, да-да, не забывайте, что второе правило тоже должно работать.

Крис Хемсворт а роли Тора
Крис Хемсворт а роли Тора

Четвёртое правило

Оно вытекает из третьего и ни в коем случае не отменяет второе. Дайте простор фантазии читателя, пусть его воображение дорисует недостающие детали внешности героя и черты его характера. Тогда читатель станет сотворцом, и герой будет для него роднее. А то бывает, авторское описание персонажа напоминает сводку из раздела «Их разыскивает полиция» - все приметы, вплоть до родинки за ухом.

Ну а теперь переходим к главному.

Первая встреча

Если вспомнить книги разных авторитетных авторов, то можно выделить несколько вариантов построения первой встречи и знакомства с героем.

Как в реальности

Такой способ в большей степени характерен для писателей прошлого, но встречается и у современных авторов. Это довольно подробное описание героя, но с определённого ракурса. Так, как его, например, мог видеть устроитель бала, или случайный прохожий на улице, или завсегдатаи кабака. «Распахнулась дверь, в прокуренное помещение ворвался клуб морозного воздуха, и на пороге показался…»

Соответственно, описание различается в зависимости от ракурса. Ведь нищий на паперти церкви и дама в карете видят одного и того же человека по-разному и выделяют в его облике разные детали. Какой ракурс выберет автор, зависит от его замысла. Но и в этом случае нельзя забывать о правилах 3 и 4.

Евгений Онегин. Худ. Дмитрий Белюкин
Евгений Онегин. Худ. Дмитрий Белюкин

Постепенное вхождение в действие

Такое знакомство нередко бывает довольно растянутым и логично в том случае, если автору нужно показать героя как часть определённой среды, сообщества, тусовки. Тогда описывается многофигурная сцена, где персонажи общаются, обсуждают важные для себя вопросы, занимаются привычными делами. В исторических романах это может быть военный совет или бал. В фантастике – момент приземления корабля, когда описывается взаимодействие команды, в детективе работа опергруппы на месте преступления и т. д.

В этом случае читатель встречается с героем не сразу, точнее, он постепенно начинает понимать, кто из этих людей может быть главным героем. И видит его в действии, в общении с другими людьми, в работе. Герой на передний план выступает постепенно, и окружающие его люди становятся фоном. Главное, такую массовку не слишком затянуть.

«Характерное вводное действие»

Так назвал эту форму представления героя Джим Батчер в своей книге «Писательское ремесло». Суть приёма в том, что читатель встречается с героем в характерной для него ситуации, когда персонаж совершает что-то для него типичное. При этом он демонстрирует главную черту своей натуры, в психологии она называется «центральной диспозицией», и вокруг неё строится весь характер. Несколько утрированно: герой-неудачник, опаздывает на последний автобус, а герой-победитель крушит врагов. Тогда правильный ракурс восприятия героя будет задан с первой встречи.

Готовя эту статью, я посмотрела начало нескольких книг уважаемых мной авторов. Вот, например, «Валькирия» М. Семёновой. С её Зимкой мы встречаемся в лесу, где она извиняется перед гадюкой, которую невольно спугнула с тёплого камня. Очень знаковое для героини действие: не испугаться, а доброжелательно извиниться.

А у самого Джима Батчера мы встречаемся с Дрезденом, когда он явно не в первый раз объясняет слишком любопытному почтальону, что табличка на его двери «Гарри Дрезден, чародей» совсем не шутка. И, в общем, всю первую книгу Дрезден именно это и доказывал читателям.

Герои сериала"Досье Дрездена". В книгах действуют они же. Но книги мне нравятся намного больше.
Герои сериала"Досье Дрездена". В книгах действуют они же. Но книги мне нравятся намного больше.

Шок-знакомство

Это ещё один вариант, больше подходящий для фэнтези, фантастики и боевиков. Особенность его в том, что первая встреча с героем должна произвести сильное впечатление, потрясти или как минимум заинтриговать. Например, в одной недавно прочитанной мной книге с главной героиней мы встречаемся, когда она, лёжа в гробу, слушает разговоры тётушек и дядюшек, обсуждающих её беспутную жизнь и делящих её наследство. А повествование ведётся от первого лица.

Думаю, это далеко не все возможные сценарии первой встречи, и кто-то из вас, мои уважаемые читатели-писатели, поделится своими вариантами. Я буду признательна и другие читатели, думаю, тоже.

До скорой встречи. Всем добра и предпраздничного настроения.