Найти тему
Справочник кинопижона

Лучшие фильмы 2019 года. Субъективный топ-10

Оглавление

2019 год - год арт-мейнстрима. Если последнее десятилетие радовало в основном экспериментальными фильмами, в то время как традиционное сюжетное кино находилось не в лучшей форме, то в 2019 произошел небольшой, но важный прорыв: сразу несколько крупных режиссеров сняли крутые жанровые фильмы, которые, с одной стороны, определенно имеют отношение к кино как искусству, а с другой - не требуют для просмотра какой-то специальной подготовки. Порог вхождения у большинства лучших фильмов года - низкий. 2019 явно войдёт в историю кино, как год хорошего кино с человеческим лицом.

10 место: Маяк (The Lighthouse), режиссер - Роберт Эггерс

Повторить успех дебютной "Ведьмы" Эггерсу не удалось. Ожидания были слишком высоки, а снять "Криминальное чтиво" после "Бешеных псов" получается далеко не у каждого. Тем не менее, "Маяк" заслуживает внимания всех, кто неравнодушен к старому-доброму герметичному хоррору. Единственное, что можно поставить фильму в вину: слишком много стилизации, которая затмевает собой историю. Всё-таки "Маяк" - это 100% фильм ужасов, а не арт-кино, где подобное могло бы быть достоинством.

9 место: Петерлоо (Peterloo), режиссер - Майк Ли

-2

Последний, или лучше сказать, крайний фильм живого классика британского кино, который перешел в последние годы от невыносимо искренних камерных фильмов о жизни простых людей к масштабным историческим фрескам. Признаться, ранний Ли нравится мне гораздо больше, но и "Петерлоо" принадлежит тем, в лучшем смысле старомодным фильмам, которых так не хватает в мейнстриме в последние годы.

8 место: Оно идёт за тобой (Kuru), режиссер - Тэцуя Накасима

-3

"Оно идёт за тобой" - это такой кавайный "Изгоняющий дьявола". Способность Накасимы снимать реально жесткие фильмы, упаковывая их в максимально цветастые формы японской поп-культуры, а также любовь к неожиданным сюжетным поворотам в новом фильме пришлись как нельзя к месту. При просмотре "Оно идёт за тобой" есть ощущение, что смотришь минимум три разных фильмах, и это плюс, а не минус.

7 место: Антология города-призрака (Répertoire des villes disparues), режиссер - Дени Котэ

-4

Единственный чистый арт-хаус в топе (обычно его гораздо больше). Если кратко, то это история о том, как в захолустном канадском городке начинают возвращаться к жизни умершие, причем телесно и в том виде, в котором они прибывали непосредственно до кончины. В центре режиссерского внимания Котэ реакция общества на этот факт. Небольшой армагеддон, когда понятно, что так прежде уже ничего не будет, но при этом как таковой глобальной катастрофы не произошло. Собственно, как жить дальше и что думать в подобной ситуации?

6 место: Фаворитка (The Favourite), режиссёр - Йоргос Лантимос

-5

Лантимос уходит из арт-кино в историческую комедию, и у него получается лучший фильм в карьере. "Фаворитка" может не быть самым приятным фильмом в мире, но геометрическая выверенность кадра и всплески черного мизантропического юмора - то, чего не хватает выхолощенному политкорректному Голливуду 10-х.

5 место: Маленькое красное платье (In Fabric), режиссер - Питер Стриклэнд

-6

Фильм ужасов, который мог быть снят только в Великобритании. История о проклятом платье, ворующего души тех, кто осмелился его надеть, не оригинальна, но вот то, как она рассказана обманывает все ожидания. "Маленькое красное платье" - это оммаж европейским ужасам 70-х, но лишь в том смысле, что это кино, в котором может произойти почти всё что угодно.

4 место: Однажды в… Голливуде (Once Upon a Time... in Hollywood), режиссер - Квентин Тарантино

-7

Многие отметили, что в этом фильме Квентин застыл буквально в одном шаге от чего-то по-настоящему грандиозного, но не сдюжил. Последнее, правда, не значит, что "Однажды в... Голливуде" - плохое кино. Напротив, это лучшее, что Квентин сделал со времен "Убить Билла": если фильм с Турман был признанием в любви смотрению кино, то "Однажды в... Голливуде" с не меньшей нежностью рассказывает о том, как же это круто - снимать кино.

3 место: Хлебная фабрика (A Bread Factory, Part One аnd Part Two), режиссер - Патрик Ванг

-8

Четырёхчасовое полотно, поделенное на два двухчасовых, оказалось лучшим фильмом года, который почти никто не посмотрел, за исключением Джонатана Розенбаума, который и обратил моё внимание на эту вещь. "Хлебная фабрика" - настоящее независимое американское кино, структурно напоминающее фильмы Роберта Олтмена, а тематически перекликающееся с работами Жака Риветта. По настроению и мягкому юмору фильм, однако напоминает фильмы Пола Остера и Уэйна Ванга 90-х: "Дым" и "С унынием в лице".

2 место: Паразиты (Gisaengchung), режиссер - Пон Джун-хо

-9

Триумфатора Каннского кинофестиваля можно назвать: "Корейское кино. Фильм". Если в 00-х южные корейцы рвали всех, снимая одновременно жанровое, но не похожее ни на что кино, то в 10-х кинематографисты полуострова переориентировались на более коммерческие конъюнктурные вещи. "Паразиты" - это кино, в котором подчеркнуто есть почти всё, что сделало корейскую новую волну настолько мощным явлением 20 лет назад: мультижанровость, непредсказуемость, социальная повестка, неконвенциональная оптика.

1 место: Закатать в асфальт (Dragged Across Concrete), режиссер - Крэйг Заллер

-10

Первое место, однако, я отдам фильму, который был проигнорирован практически всеми критиками, как слишком "правый" и "расистский", да еще с Мэлом Гибсоном в главной роли. Ересь, по всем понятиям. Однако, "Закатать в асфальт" принадлежит к той категории фильмов, которые переживают время выхода и становятся культовой классикой. "Закатать в асфальт" - это честное авторское жанровое кино, снятое человеком, который нашел наконец свой стиль после двух первых неоднозначных попыток.

Достойны упоминания: Извините, мы вас не застали (Sorry We Missed You), режиссер - Кен Лоуч; Цветок (La Flor), режиссер - Мариано Льянас; Соловей (The Nightingale), режиссер - Дженнифер Кент; Бакурау (Bacurau), режиссеры - Жулиано Дорнель, Клебер Мендонса Фильо; Отель у реки (Gangbyeon hotel), режиссер - Хон Сан-су; Ирландец (The Irishman), режиссер - Мартин Скорсезе; Слон сидит спокойно (Da xiang xi di er zuo), режиссер - Ху Бо.

Еще немного списков:
Субъективные итоги 2018 года;
Субъективные итоги первой половины 2019;
А это агрегатор (англоязычный) всех списков "лучших фильмов года"