Действительно, космическая радиация представляет одну из самых серьезных проблем для путешествий на другие планеты. Например, космонавты на МКС получают ежедневно дозу в 1 миллизиверт. Человек на Земле получает ее за целый год.
Критической дозой для человека считается 1 Зв (зиверт). Однако в таком случае смерть наступает приблизительно в 50% случаев. Доза в 3-5 Зв на протяжении 30-60 суток вызывает разрушения клеток мозга. Кратковременное воздействие доз выше уже способно убить в течение нескольких дней.
Космонавты международной космической станции защищены магнитным полем Земли, поэтому воздействие не столь разрушающее. Но что насчет открытого космического пространства?
Радиация в космосе
Получить представление об уровне излучения позволил марсианский зонд ExoMars. На пути к красной планете он проводил замеры уровня радиации. На высокоэллиптической орбите зонд регистрировал данные в 2,2-2,3 миллизиверта в день. Получается, что это всего в 2 раза больше, чем получают космонавты на орбите Земли. Боле того, эти показатели на 20-25% выше, чем данные от Curiosity, который совершал полет в 2011-2012 годах.
На самом деле интенсивность облучения во многом зависит от активности Солнца. Астронавтам миссии «Апполон» очень повезло, поскольку активность звезды в этот период была крайне низкой. Согласно данным NASA, участники полетов получали ориентировочно дозы в 1,3-1,6 миллизиверта, что незначительно больше, чем космонавты на Международной космической станции.
А что же на счет радиационных поясов
Другой популярный вопрос, как корабль прошел пояса Ван Аллена. Как известно, вокруг нашей планеты есть зоны высокой концентрации заряженных частиц. Они создаются за счет естественного магнитного поля, которое «ловит» солнечный ветер. Например, спутник, защищенный слоем алюминия в 3 миллиметра, получает в год дозу равносильную 25 Зв.
Однако планировщики полета четко рассчитали траекторию полета кораблей, поэтому пребывание в поясах по времени было минимальным. Дополнительно корабли имели обшивку с применением кварцевого волокна, которая достаточно эффективно блокировала электронно-протонное излучение.
В итоге облучение астронавтов оказалось не столь критическим, как многие предполагали. Однако во многом это чистое везение – массивная вспышка на Солнце могла буквально переписать историю полетов на Луну.