Архэ́ (ἀρχή) на древнегреческом языке означает – «начало, происхождение, основа». В Древней Греции первые философы, создавая свои учения, размышляли о том, что есть начало и основа мира?
Этот вопрос был одним из самых важных, допустимо сказать, что именно в поисках ответа на него возникла древнегреческая философия. Согласно английскому профессору Джону Бернету ранних греческих философов принято называть «досократики», потому что их учение появилось раньше учения философа Сократа (учителя известного философа Платона). Досократики в первую очередь изучали природу, тогда как Сократ сосредоточился на изучении человека, его нравов и общественной жизни. Термин досократики условен, так как некоторые из них были современниками Сократа.
Вот краткое изложение ранних философских представлений о начале мира, расположенные по времени появления.
Гесиод был не философом, а первым исторически достоверным поэтом Древней Греции, который собрал воедино и упорядочил мифологические представления древних греков о мире. Гесиод учил, что началом всего является хаос – разверзшаяся бездна, из которой появились первые божества, создавшие Вселенную.
Фалес Митетский, основатель милетской философской школы, считал что архэ – это вода. Сгущаясь, вода становится землей, когда вода испаряется, то становится воздухом, превращениями воды управляет содержащийся в ней дух. Поэтому весь Космос одухотворен.
Анаксимандр Милетский, ученик Фалеса Милетского, предположил, что началом всего сущего является апейрон (ἄπειρον), что на древнегреческом означает «бесконечное». Апейрон постоянно движется, и из его вихрей и потоков возникают все стихии образующие Вселенную.
Анаксимен Милетский , ученик Анаксимандра Милетского, соединил идеи своего учителя и Фалеса. Согласно учению Анаксимена, архэ – это бесконечный воздух. Бесконечный воздух преобразуется в другие стихии мира, из воздуха появляются боги и души, Анаксимен называет воздух источником жизни.
Пифагор Самосский, известный каждому по школьным учебникам математики, в своем философском учении объяснял, что началом мира является число. При этом единица начало всех чисел и поэтому самое священное число. Ученики Пифагора, также особо почитали «тетраксис» – треугольник, составленный из десяти точек, эта фигура была символом их школы.
Гераклит Эфесский, учил, что начало всего – это огонь, и конец всего это огонь. Огню присуща внутренняя борьба противоположностей. Всё возникает из огня путем разрежения и сгущения. И все когда-нибудь становятся огнем (снова разрешаются, растворяются) в огонь. Вечный идущий по кругу огонь есть бог.
Парменид Элейский первым назвал в качестве архэ – бытие, а также утверждал тождество бытия и мышления, поэтому его считают основателем онтологии и гносеологии. С точки зрения Парменида бытие едино неделимо, тождественно мышлению. У бытия нет ни прошлого, ни будущего только «чистое настоящее». Его главное утверждение «Бытие есть, а небытия — нет».
Анаксагор Клазоменский полагал, что изначально в хаосе пребывали гомеомерии (семена) мельчайшие частицы, в каждой из которых содержались все свойства мира. Затем появился «Мировой Ум», который упорядочил эти частицы, и каждая из них стала проявлять определенные свойства, образуя те или иные вещества.
Эмпедокл Акрагантский считал, что у мира несколько начал, четыре стихии (огонь, воздух, вода и земля) и две движущие силы, которые управляют стихиями (любовь и ненависть). Любовь, это единство – сила объединения разрозненных частей воедино. Ненависть, это множественность – разобщение целого на части. Действуя попеременно, любовь и ненависть создают вечное движение и смешение стихий, за счет этого возникают все вещи мира.
Демокрит Абдерский учил, что начало мира, это бесконечное количество разнообразных неделимых частиц (атомов), которые разделены пустотой. По этой причине Демокрит считается первым материалистом.
Влияние представлений ранних философов об архэ – огромно. Всю последующую историю философы и ученые возводили свои взгляды на мир к учениям досократиков. Особенно они повлияли на мировоззрение Платона и Аристотеля, которые по объёму сохранившихся сочинений и своему историческому значению считаются основателями западноевропейской философской мысли. Многие представления досократиков о начале мира, актуальны до сих пор и укоренены в научном мышлении, художественном искусстве и массовом сознании.
Благодарю за прочтение, если вам понравилась эта статья, ставьте like и подписывайтесь на канал. Так же буду рад ответить на интересные комментарии)))