Найти тему
Владимир Кононов

Санкт-Петербург. Дом "ультрамаринового короля".

По проспекту Римского-Корсакова, мне приходиться ездить ежедневно, причём дважды.) На моём маршруте есть несколько мест, где я непроизвольно притормаживаю с тем, чтобы полюбоваться открывшимся городским уголком, фасадом дома или куполом храма. Но в этом месте, чтобы охватить всю открывающуюся панораму, необходимо иметь дополнительные глаза по бокам, у висков.))) Я имею ввиду точку обзора с середины Кашиного моста (который виден на первой фотографии) через Крюков канал, если мы следуем в центр. Перед нами, влево, набережная Крюкова канала с роскошными зданиями упирающаяся в Мариинский театр, справа знаменитая колокольня Николо-Богоявленского морского собора и точка семимостья, а прямо и чуть правее, Никольский сад с самим храмом. Место волшебное, на тысячу процентов «петербуржское».)

-2

И стоит прямо на углу набережной Крюкова канала и проспекта Римского-Корсакова, огромное, массивное, семиэтажное (7-ой этаж мансарда) тёмно-серое здание. Его часто называют «Дом с молодыми атлантами» или «Дом с часами». Это доходный дом Р.Г. Веге. Сегодня просто жилой дом. Но здание настолько примечательно, колоритно и самобытно, что не рассказать о нём просто невозможно.

В адресном справочнике «Весь Петроград» за 1917 год упоминается лишь один Веге Р.Г. — Роберт Георгиевич, отставной полковник, владелец Киновеевского ультрамаринового завода. Будучи человеком обеспеченным (а многие современники называли г-на Веге «Ультрамариновым королём»), полковник решил вложить часть своих свободных средств в постройку доходного дома. На разработку данного проекта Роберт Георгиевич пригласил молодого архитектора, ученика Леонтия Бенуа, Сергея Осиповича Овсянникова. Для молодого архитектора это был первый, самостоятельный проект.

-3

Чья была идея взять за основу «итальянский» неоклассицизм с «нотками палаццо», теперь никто не узнает, скорее всего архитектор. Он же предложил здание с курдонером, парадным двориком перед домом. Это позволяло сделать квартиры, выходящие окнами во двор, более светлыми и, следовательно, привлекательными для будущих съемщиков.

Три подъезда дома Веге, выходящие в один двор, уравнивали в правах жильцов всех квартир. Как известно, в то время именно состояние парадной лестницы, а не количество комнат, во многом служило качественной характеристикой жилья. Курьезный штамп «лестница с ковром и швейцаром», свидетельствовавший о классе подъезда, автоматически означал и соответствующее качество квартир. Такие лестницы отапливались каминами, а дом Веге был еще оснащен и «подъемными машинами» (лифтами). Кухни, черные лестницы и прочие служебные помещения выходили в дворы-колодцы. Комнаты для прислуги были расположены в мансардном этаже, за балюстрадой с вазами.

-4

Вход в курдонер украшают атланты. Их наличие свидетельствует, мы в месте не для всех, в дорогом месте. Вся конструкция здания была направлена на то, чтобы показать его богатство. Даже цветом постройка Овсянникова похожа на здание крепости или банка. Благодаря этому повышался статут здания, и квартиросъёмщик понимал, что платить за проживание придётся не мало.)

-5

В доме Веге жили и бывали многие знаменитые личности. Одним из первых обитателей был пианист и дирижёр Александр Зилоти, двоюродный брат Сергею Рахманинову. Ему и его семье понравилось тепло в новой квартире, благодаря чему можно было терпеть сырость, часто встречавшуюся в новых домах.

В квартиру к пианисту приходили именитые гости. Среди них были композиторы Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский, который жил неподалёку.

Вопреки слухам, певец Фёдор Шаляпин не был жильцом доходного дома Веге. Тем не менее артист, выступавший на «Концертах А. Зилоти», часто заходил в квартиру к пианисту.

-6

Позднее, с 1934 по 1971 год в доме Веге жил и работал Михаил Ефимович Лобашев – советский генетик и физиолог. На это время приходится наиболее плодотворный период его научной деятельности. Ему принадлежит заслуга восстановления отечественной генетики после периода "лысенковщины". Ученый разработал концепцию сигнальной наследственной преемственности между поколениями животных, основанной на механизме условного рефлекса, является автором первого отечественного учебника по генетике, изданном в 1963 г.

М. Лобашев стал прообразом главного героя трилогии "Открытая книга" Вениамина Каверина.

-7

До наших дней дом сохранился в почти неизменном виде. По словам местных жителей, в некоторых квартирах сохранились камины и даже части лепного декора. В вестибюле центральной парадной сохранились две скамьи из природного камня, с мраморными сатирами на поручнях.

На протяжении десятилетий на крыше дома не работали часы. Их удалось восстановить в 2015 году благодаря инициативе неравнодушных петербуржцев. Ремонт обошёлся почти в 400 тыс. рублей.

В последние годы дополнительный интерес к дому Веге был вызван лидером группы «Ленинград» Сергеем Шнуровым. На Крюковом канале он жил вместе с Матильдой, которая уже приходится ему бывшей женой. Музыкант переехал в новую квартиру после развода.

-8

А, как же сложилась судьба самого Р.Г. Веге? После революции он эмигрировал во Францию. Умер в 1943-м. Его завод в 1920-е годы носил название «Республика». Вот и вся короткая история о Роберте Георгиевиче. И память о нём сохранилась только благодаря этому дому, но не успехам бизнесмена в ультрамариновом бизнесе. Такая вот судьба.

Обычный жилой дом на Крюковом канале.