Проблемы с математикой в украинской школе начались давно. Просто их никто не желал замечать.
И вдруг международное исследование качества школьного образования констатировало сей факт. Выяснилось, что украинские школьники отстают от своих соседей – европейских, российских и белорусских сверстников - по всем показателям. Хуже читают и хуже считают.
Несколько слов об этом международном рейтинге. Проводится он давно, но Украина, в отличие от России, в нем участвует впервые. Сокращенно называется PISA (Program for International Student Assessment). В исследовании участвуют школьники в возрасте 15 лет. Они проходят тесты на чтение и понимание прочитанного, выполняют задания по математике и естественным наукам практической направленности.
Результаты наших детей оказались, увы, не блестящими. У 26% школьников знания, умения и навыки ниже среднего уровня в чтении и естественных науках, а у 36% - в математике. В итоге, в списке из 78 стран, мы заняли места в четвертом десятке (42 – 46). Наши географические соседи – Польша, Венгрия, Россия - расположились выше, ближе всех к нам только Беларусь.
И почему-то это стало неожиданностью для украинского минобразования и для общественности. В общем, случился PISA-шок.
Министр образования вдруг заявила, что следует увеличить количество часов на изучение математики в школе. Неожиданный поворот. Только недавно в отреформированном украинском образовании – новой украинской школе (НУШ называется) – отменили и таблицу умножения, и домашние задания. В перспективе еще и физику, химию, биологию в один предмет объединят.
Впрочем, министерка (или министриня, не помню, какой феминитив правильный, по новым правилам украинского правописания) тут же всех успокоила:
«По-моему, надо видеть также большой позитив, что наши результаты являются более-менее хорошими. Так, в чтении и естественных науках они незначительно ниже, чем в среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Это не самые плохие результаты, которые показали 78 стран, представленных в отчете. Об этом важно говорить, потому что краситься в черный – тоже не выход».
Оно-то так, краситься в черный цвет не надобно. Здесь удивительно другое. Почему раньше о проблемах с математикой в министерстве не подозревали? Элементарный анализ ВНО (внешнего независимого тестирования, аналог ЕГЭ) о них свидетельствовал уже давно. Маловероятно, что и в обозримом будущем что-то реально изменится к лучшему.
У нас в учителя математики на бюджет зачисляют выпускников с баллом 104 по шкале от 100 до 200 баллов. Тут уж о качестве преподавания говорить не приходится, поскольку сам учитель математики предмет на тройку с минусом знает. Замкнутый круг, слепые поводыри слепых.
С инженерами не лучше. В технические вузы можно поступить, набрав чуть выше 100 баллов по математике и физике. Конкурса на технические специальности нет давно. Главным образом, опять же, потому что с математикой и с физикой у нас проблемы.
Я об этом уже писала, процитирую себя:
«Считаю, что одной из причин «математического провала» может быть не то, что не может «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» украинская земля рождать, а обучение на неродном языке.
В докладе ЮНЕСКО «Как вы можете учиться, если вы не понимаете?» отмечается, что обучение на языке, который не является для ребенка родным, может отрицательно сказываться на его успеваемости, особенно если речь идет о детях из бедных семей».
Вот как-то так и получается.
Еще по теме:
Украинский язык учебника математики
Приспосабливаемся к украинизации
Украинский русский на уроке математики
Свобода выбора профессии
Какие специальности выбирают лучшие выпускники украинских школ
Станет ли Украина страной- донором квалифицированных специалистов для России