Найти в Дзене

Почему именно елка - символ Рождества и Нового года?

Оглавление

А ведь и правда, почему? Не дуб, не береза, не ясень, не даже лиственница или сосна. Именно елка! Выясняем, когда это дерево получило привилегии…

Итак, версий несколько. Какие-то из них очень красивые, какие-то прагматично-реалистичные. Давайте так: я вам расскажу все, а вы уж решите, какая вам нравится больше всего.

Поехали!

Версия первая. Красивая

Недаром ель – символ Рождества, ведь в тот миг, когда на свет появился Иисус, небесных светил стало больше: еще одна звезда взошла на небосводе. Свет этой звезды привлек многих людей, и все они отправились в Вифлеем – город, где родился Иисус. Не только люди хотели увидеть Младенца - животные и даже растения пришли на свет звезды. Цветы радовали новорожденного своей красотой и запахом, деревья – зеленой листвой и вкусными фруктами. Только елка не знала, чем она может порадовать Младенца. Она стояла позади своих собратьев, потому что пришла после всех, ведь шла с самого дальнего Севера.

Все цветы и деревья решили помочь елке. Яблоня поделилась своими плодами, и они повисли яркими шарами на колючих еловых ветках, цветы подарили елке нежные бутоны, которые, словно колокольчики, закачались и зазвенели. А легкий пух одуванчиков, как иней, покрыл зеленые колючки. Елка в миг похорошела. Она приблизилась к Иисусу. И он улыбнулся ей. Тогда над верхушкой елки засветилась звезда. Та самая, что привлекла всех к Младенцу.

Много лет прошло с той поры. Но ель, как и прежде, зелена. И на праздник Рождества ее украшают шарами, колокольчиками, а на самый ее верх помещают украшение в виде звезды.

Версия вторая. Религиозная

В начале 8 века английский епископ Бонифаций проповедовал на территориях нынешней Франции и Германии. И вот однажды в пылу ссоры с язычниками он решил доказать, что его вера сильнее. Как назло (а может и на счастье) рядом рос дуб. Но не просто дуб – а священный Дуб великого Одина – верховного бога язычников. Бонифаций взял топор и срубил священный Дуб, сказав при этом: «пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества». И вскоре на месте дуба действительно выросла елочка как знак превосходства христианства над язычеством.

Святой Бонифаций приказывает срубить священный дуб
Святой Бонифаций приказывает срубить священный дуб

Но здесь, конечно, возникают вопросы. Как могла ель вырасти из основания дуба? Поэтому есть другое продолжение этой легенды: мол, ничто на месте дуба не выросло, а тот просто упал и повалил все деревья, кроме елки. Для язычников это было настоящим шоком: они ожидали, что их священное дерево – дуб самого Одина – не только не даст себя срубить, но и ответит противнику. Увидев, что этого не случилось, германцы пережили кризис веры, но присоединились к христианству.

Версия третья. Этнографическая.

Историки считают, что обычай наряжать деревья зимой – едва ли не самый древний ритуал, никак не связанный с христианством. Люди верили в духов леса – лесовиков и леших – которые, перебираясь по деревьям, подыскивают себе пристанище на зиму. Так как елка все время зелена, то они останавливаются на них. И чтобы те духи не голодали и не злились, принося пургу и метели, жители ближайшей деревни вешали на елку съедобные подарки, произносили заклинания и задабривали леших.
Постепенно этот обычай украшать деревья переняла церковь.

Говорят, что Мартин Лютер (тот, что за протестантство) был первым, кто нарядил елку у себя дома, а не в лесу, и украсил ее «Вифлеемской» звездой. Он считал, что вечнозеленое дерево символизирует Рай и вскоре по всей Германии началась мода на «райские деревья».

-3

Изначально их украшали мочеными яблоками. С развитием торговых отношений с Китаем и Японией в Европу попала бумага и однообразные съедобные игрушки заменили украшениями из папье-маше – долговечными и разнообразными.

В начале 19-ого века – и это тоже одна из легенд – у старого стеклодува не было денег, чтобы купить яблоки и украсить ими дерево. Так что он решил воспользоваться тем, что у него было под рукой, и выдул из стекла первые стеклянные игрушки. Это заметили соседи, похвалили, рассказали, молва пошла дальше и вот уже много кто хотел себе стеклянные украшения. У стеклодува тут же появилось много новых клиентов – такой вот подарок в Рождество.

А вот в Россию традиция наряжать елку пришла при Петре I. К этому времени под Москвой уже довольно давно жили немецкие врачи, аптекари и военные. Их жены тяжело переносили переезд и старались держаться своих обычаев. Так, зимой они продолжали ставить «райские деревья».

У приказа Петра наряжать под Новый год хвойные деревья была и практическая цель, подсмотренная в тех немецких кварталах. Хвоя обеззараживает воздух, поэтому немцы, в чьих домах стояла ель, зимой меньше болели. Приказав ставить хвою на площадях и украшать ею дома, Петр заботился о здоровье народа.

Елочный базар
Елочный базар

В середине 19-ого века - как раз в период расцвета романтизма и появления главных немецких классических романов и поэм, мода на все немецкое накрыла Россию. По примеру богатых домов Германии, у нас стали проводить рождественские балы, ставить большие пышные елки и украшать их самыми разными игрушками. В том числе и съедобными – фруктами, конфетами и орехами. Тогда же появилась и любимая поныне сказка Гофмана «Щелкунчик». Да и сами щелкунчики стали самым желанным подарком.

Елка стала неотъемлемой частью атмосферы праздника, уюта, волшебства, надежды. Украшали ли ее всегда или этому обычаю не так уж и много лет – главное, что столько лет, не смотря ни на что, на протяжении столетий, праздничное дерево исполняет свою главную функцию – дарит радость и детям, и взрослым.

А вы уже украсили елку?

Подписывайтесь на канал #Сквозь_призму_истории и узнавайте больше об истории и литературе!