Советским генералам, плененным в котлах 1941 и 1942 года и попавшим в концлагеря, немецкое командование предлагало сотрудничество. Пропагандисты Третьего Рейха особое внимание уделяли тому, как высшие чины Красной армии переходят на сторону вермахта, ведь листовки с призывами пленных генералов прекращать войну против Гитлера и поворачивать оружие против Сталина должны были деморализовать терпящих поражения советских солдат. Большая часть генералов отказалась от подобного сотрудничества, однако нашлись и те, кто принял на себя роль Иуды, по различным причинам переходя в стан врага.
Зимой 1943 года, когда крупная группировка войск вермахта в Сталинграде оказалась окружена и разгромлена, уже немецкие генералы оказались в советском плену. Используя опыт врага, советские пропагандисты также предложили пленным генералам пойти на сотрудничество. Некоторые согласились, и о результатах работы трех из них вы узнаете в этой статье.
Фридрих Паулюс
Фридрих Паулюс, получивший за сутки до своего пленения звание генерал-фельдмаршала, сдался советским войскам 31 января 1943 года, когда части подчиненной ему 6-й армии, а также остатки румынских и хорватских войск уже два месяца находились в окружении в Сталинграде. И хоть Гитлер, присваивая звание, намекал ему на самоубийство («еще не один немецкий фельдмаршал не попадал в плен»), Паулюс выбрал жизнь.
Уже в феврале 1943 года Паулюс был перевезен в Красногорский лагерь, где первое время отказывался от сотрудничества с советскими властями и демонстративно не вступал в образовавшийся в Красногорске «Союз немецких офицеров», куда вошел ряд его бывших подчиненных. После этого Паулюса несколько раз перемещают из одного места в другое, он находится под постоянным контролем сотрудников НКВД, а отчеты о его действиях регулярно ложатся на стол Лаврентия Берии.
Лишь после тяжелых поражений вермахта в 1944 году и открытия Второго фронта Паулюс, наконец, прекратил сопротивление и согласился на сотрудничество. Первым делом он подписал обращение к немецким солдатам, призывая их к прекращению войны, затем вступил в «Союз немецких офицеров» и стал одним из ведущих пропагандистов, выступавших по радио и подписывавших листовки с предложением сдаваться в плен. За это аресту в Германии подверглась его семья.
В 1946 году Паулюс выступал на Нюрнбергском процессе в качестве свидетеля, за что получил от других немецких военачальников и политических деятелей обвинения в предательстве. Вплоть до 1953 года он продолжал жить в Москве, хоть ему и было дозволено переписываться с родными и получать от них посылки. Лишь после смерти Сталина Паулюс покинул СССР, согласившись жить в ГДР.
Вплоть до смерти фельдмаршал Паулюс выступал с лекциями и проводил встречи с бывшими военнослужащими вермахта. Его сын Эрнст-Александер, бывший капитан, комиссованный после ранения в Сталинграде, до конца жизни не смог простить отцу предательства.
Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах
Генерал артиллерии Зейдлиц во время Сталинградской битвы командовал 51-м корпусом и, как и Паулюс, оказался в окружении. Понимая, что единственным шансом выжить был прорыв на Запад, генерал пошел против прямых указаний Гитлера и Паулюса и уже 27 ноября выпустил приказ об уничтожении всего лишнего имущества и подготовке прорыва. Однако Паулюс не позволил ему осуществить этот план, в результате возможность была упущена.
25 января 1943 года, когда все возможные ресурсы для продолжения сопротивления были уже исчерпаны, Зейдлиц предложил Паулюсу пойти на капитуляцию, но тот отказал и отстранил Зейдлица от командования. Но сложившееся положение это изменить уже не могло, и 31 января 1943 года оба военачальника попали в плен.
Практически сразу Зейдлиц пошел на сотрудничество с советскими властями, считая, что Гитлер предал войска под Сталинградом и обрек их на смерть. После образования «Союза немецких офицеров» генерал стал его председателем и активно включился в пропагандистскую работу против Третьего Рейха: подписывал листовки, писал письма военачальникам Германии, за что был заочно приговорен к смертной казни.
Но идеи Зейдлица ограничивались не только пропагандой. Именно он предложил советским властям приступить к формированию подразделений из немецких военнопленных для отправки на фронт и борьбы с вермахтом. Однако Сталин эту идею не поддержал, опасаясь бунтов в подобных частях и их перехода с оружием на сторону врага.
Несмотря на активную работу, Зейдлиц после окончания войны продолжал находится в СССР, а в 1950 году был арестован, обвинен в участии в военных преступлениях и приговорен к 25 годам заключения. Лишь после смерти Сталина он, уже больной к тому времени человек, был освобожден и в 1955 году переехал в ФРГ, где скончался в 1976 году. Вплоть до его смерти бывшие сослуживцы демонстративно не поддерживали с ним контактов, считая его предателем.
Винценц Мюллер
У генерал-лейтенанта Мюллера, командовавшего в июне 1944 года 12-го армейского корпуса, как и у Зейдлица были причины недолюбливать Гитлера и командование вермахта. После начала операции «Багратион» части 4-й армии, куда входил и корпус Мюллера, попали в окружение. Командующий армией генерал пехоты Курт фон Типпельскирх фактически бросил войска на произвол судьбы, из-за чего руководство оставшимися боеспособными частями негласно перешло к Мюллеру.
Мюллер неоднократно пытался связаться с командованием и настойчиво просил оказать хоть какую-то помощь его окруженным войскам, но ответа так и не последовало. В результате генерал принял решение капитулировать и прекратить сопротивление. 8 июля 1944 года Мюллер вместе с офицером и горнистом направился к расположению советских войск. Добравшись до командования Красной армии, генерал надиктовал текст листовки с призывом прекратить сопротивление, которая была отпечатана и сброшена над попавшими в котел немецкими солдатами.
Мюллер с рядом других генералов согласился участвовать в марше немецких военнопленных в Москве 17 июля 1944 года. В обмен высшим чинам вермахта, оказавшимся в плену, было дано право пройти со всеми наградами. На этом сотрудничество Мюллера и советских властей не закончилось.
В августе 1944 года Мюллер вступил в «Союз немецких офицеров», активно призывал командование вермахта сложить оружие. После окончания война он недолго пробыл в СССР и уже в 1948 году переехал в ГДР, где сразу же вступил в Национально-демократическую партию Германии. Мюллер стал одним из немногих высших офицеров вермахта, которые были приняты в состав Национальной народной армии, причем его звание соответствовало тому, что у него было во время службы в Третьем Рейхе. С 1956 года Мюллер возглавлял Главный штаб и являлся заместителем министра национальной обороны.
Однако к внешне абсолютно лояльному Мюллеру продолжали относиться с недоверием, и в 1958 году его отправили в отставку. За ним велась постоянная слежка, что вызвало появление у Мюллера психического расстройства. 12 мая 1961 года отставной генерал выбросился из окна.
Если вам понравилась статья, то рекомендую также прочитать:
О Спасе на Сенной, церкви среди кабаков и притонов;
О параде немецких военнопленных в Москве;
О Знаменской церкви, снесенной ради метро
Вступайте в группу Актуальная история В Контакте!