Найти в Дзене
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Разлученные близнецы. «Чакабуко»

Оглавление
Чилийские и аргентинские войска идут на битву при Чакабуко
Чилийские и аргентинские войска идут на битву при Чакабуко

К концу 19-го века море сделалось для человечества наиболее перспективной сферой приложения усилий: основные торговые пути окончательно переместились в океаны и резко увеличивали пропускную способность; с моря появлялись в Африке и Азии все новые колонизаторы. Вслед за "владычицей морей" росли флоты остальных великих морских держав, число коих к концу века удвоилось и достигло 8.

Не отставали и флоты второго-третьего уровня. Отдельные регионы начинали свою местную гонку морских вооружений, направленную и против потенциальных колонизаторов и против соседей.

Кораблей и оружия всем требовалось много, причем самого современного, в то время вторичный рынок был очень мало развит и заказов на постройку кораблей и пушек у британских, французских и немецких промышленников было достаточно.

На таких заказах окрепли европейские оружейные концерны-Армстронг, Шнейдер-Крезо, Крупп. Слияниями и поглощениями они присоединяли к себе фирмы помельче. Чем больше войн и споров было в регионе, тем больше заказов с него получали оружейные бароны.

Одной из золотых жил, кормивших верфи Старого Света, была аргентино-чилийская гонка морских вооружений, продолжавшаяся с перерывами несколько десятилетий. Одним из основных выгодоприобретателей стала британская фирма Sir W.G. Armstrong & Company, которая создала новый тип бронепалубных крейсеров, получивших по месту расположения верфи название "эльсвикских". Недорогие, быстроходные и сильно вооруженные, они стали очень популярным товаром на рынке военно-морских вооружений.

Для стран второго эшелона это был уникальный шанс получить сильные боевые корабли. И чилийцы и аргентинцы обзавелись своими эльсвикскими крейсерами. Более того, чилийцы стали владельцами первого такого крейсера-"Эсмеральда".

Для сэра Армстронга экспорт крейсеров стал практически конвейерным. Если вовремя не поступало заказов, на освободившемся стапеле закладывался в инициативном порядке корабль по последнему наиболее удачному проекту.

Бронепалубные крейсера. Собачка,которую не жалко. “Такасаго”.

4 июля 1898 года в таком формате сошел на воду крейсер по проекту построенного для японцев «Такасаго». Проект был создан Филиппом Уоттсом. Поэтому рабочее название для "ничейного крейсера"оказалось незатейливым -«4 июля». Это даже породило слухи о том, что крейсер предназначался для флота США. Испытания крейсера начались 4 мая 1899 года.

Поиск покупателя в этот раз затянулся. Уильям Армстронг предлагал долгострой итальянцам, туркам, японцам... практически всем. Цену, правда, пришлось снизить до минимума.

Почти достроенный крейсер приобрела Чили 17 января 1902 года. Его переименовали в «Чакабуко» в честь победы во время войны за независимость. 29 апреля 1902 года после завершения цикла испытаний он был передан заказчику.

Битва при Чакабуко во время чилийского войны за независимость произошла 12 февраля 1817 года. Армия Анд из Соединенных провинций Рио - де - ла - Плата , во главе с генерал-капитаном Хосе де Сан - Мартином , нанесла поражение испанской армии во главе с Рафаэлем Марото . Потерпело поражение роялистское правительство генерал-капитанства Чили, созданного после раздела вице-королевства Перу .

Это было последним приобретением чилийского флота в период аргентино-чилийской гонки вооружений. В мае 1902 года под патронажем Великобритании стороны договорились о границах в Патагонии и прекращении гонки вооружений ("майские пакты").

-2

Cruiser_Chacabuco_-_Page's_Magazine_1902
Cruiser_Chacabuco_-_Page's_Magazine_1902

-4

«Чакабуко» «Chacabuco» Армстронг Уитворт. Заводской номер 663. Строительство начато 11или 14 августа 1896 года. Спущен на воду 4 июля 1898 года. Вступил в строй 29 апреля 1902 года. Исключен в декабре 1950 года. Списан в 1952 году. Сдан на слом 15 декабря 1959 года.

Водоизмещение 4160 длинных тонн (4230 т). Длина 109,73 м. Ширина 14,17 м. Осадка 5,18 м
Бронирование-Палуба — 42-44 мм (114 мм на скосах), щиты орудий — 63 — 114 мм, боевая рубка — 76 мм
Двигатели-2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 8 цилиндрических паровых котлов, 15 700 л. с.Движитель 2 винта. Скорость хода 23 узла. 1000 тонн угля. Экипаж 400 человек.
Вооружение- 2×1 — 203-мм/45, 10×1 — 120-мм/40, 12 × 1 — 76-мм, 6 × 1 — 47-мм 3-фунтовых пушек. Минно-торпедное вооружение 3 × 1 — 457-мм надводных торпедных аппарата

В 1919 году крейсер прошел первый ремонт.

В 1939-1941 годах подвергся модернизации и переоборудованию в учебный корабль. Перевооружен (6-152 мм/50, 10 – 20 мм зен.).

Водоизмещение стандартное – 4 500 т.; полное – 4 900 т; длина – 127 м; ширина – 14,6 м; осадка – 5,7 м;
Силовая установка — 2 паровых машины и 8 паровых котлов;15 700 л.с.; скорость – 23 узла;запас топлива – 1000 т. угля; дальность плавания – 7200 миль; экипаж – 400 человек.
Бронирование: палуба – 32 мм; скосы – 114 мм; орудийные щиты – 63 мм; рубка – 76 мм.
Вооружение: 6х1 – 152-мм орудий, 10х1 – 20-мм зенитных автоматов.
-5

«Чакабуко» сделал в Чили интересную, более чем полувековую карьеру. Он занимался патрулированием, гидрографическими работами, помогал жертвам землетрясений 1906 года в Вальпараисо и 1922 года в Валленаре. Крейсер представлял Чили на коронационном ревю в Спитхеде, параде в честь коронации британского короля Георга V в 1911 году.

Chacabuco at George V coronation review Spithead 06.11
Chacabuco at George V coronation review Spithead 06.11

Chacabuco on Coronation Review at Spithead 06.1902
Chacabuco on Coronation Review at Spithead 06.1902

-8
Crucero_Chacabuco,_Sucesos,_1902-10-15
Crucero_Chacabuco,_Sucesos,_1902-10-15

«Чакабуко» участвовал в резне в школе Санта-Мария в 1907 году, кровавом подавлении забастовки в северных провинциях.

В 1928 году крейсер вывели в резерв.

-10
-11

В начале Второй мировой войны Чили оказалась без крейсеров в строю. Пришлось вернуть «Чакабуко» из резерва. Крейсер прошел модернизацию и был перевооружен на шесть 6-дюймовых / 50 орудий и десять 20-мм зенитных орудий. Он несколько раз становился флагманом чилийского флота.

chacabuco и ohiggins  в valparaiso-1906
chacabuco и ohiggins в valparaiso-1906

-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19

В 1949-1950 годах корабль переклассифицировали в учебный крейсер. В декабре 1950 года крейсер вывели из состава флота, 15 декабря 1959 года он был продан Compañía de Acero del Pacífico на слом.

Crucero_Chacabuco,_1950
Crucero_Chacabuco,_1950

«Чакабуко» стал одним из последних бронепалубных крейсеров эльсвикских кудесников. Их эпоха закончилась.

Долгая мирная карьера чилийского близнеца стала полной противоположностью судьбе японского прототипа, закончившего свое существование на русских минах под Порт-Артуром уже в декабре 1904 года.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам