Найти тему
Морская коллекция

Броненосные крейсера. Криптолинкор для страны трех континентов. «О’Хиггинс»

Оглавление

Долгие годы в Южной Америке шла напряженная холодная война. Две молодые нации, возникшие недавно на руинах испанской колониальной империи, чилийцы и аргентинцы, оспаривали права на безжизненные в основном районы Патагонии, неосвоенных европейскими колонизаторами земель юга континента. Преуспела в ее освоении Аргентина, воспользовавшаяся отвлечением сил соперника на отъем у других соседей, Перу и Боливии, богатых полезными ископаемыми провинций. Пока Чили вела Вторую Тихоокеанскую войну, Аргентина захватила почти всю спорную территорию.

Но часть границы осталась недемаркированной. До войны дело не дошло, соперники состязались в основном в развитии своих флотов. Чилийский флот к концу 19 века выглядел наиболее сбалансированным. Броненосцы, бронепалубные и мощные броненосные крейсера, причем некоторые корабли стали этапными для мирового судостроения.

Первый броненосный крейсер «Эсмеральда»(2-я) чилийцы получили в 1896 году. Но еще в сентябре 1895 года Чили объявило тендер на новый броненосный крейсер. Правильно поставленная задача-половина решения. Надо отдать должное чилийцам- их техзадание формулировало запрос на мощный броненосный крейсер линейного типа, способный вести бой в составе эскадры- при водоизмещении 7300 тонн он должен был иметь 178 мм броневой пояс новейшей гарвеевской брони, нести 4-203 мм и 10-152 мм орудий.

Проект разрабатывали опытные конструкторы фирмы "Армстронг" во главе с Филипом Уоттсом. Было создано 6 предварительных эскизов с разным размещением механизмов и артиллерии.

В марте 1896 года Чили разместило заказ на постройку крейсера на верфях Армстронга. Цена корабля была определена в 700 тысяч ф.ст. Его заложили в апреле 1896 года на верфях Armstrong, Withworth & Co. Ltd, Ньюкасл-апон-Тайн, Элсвик, Англия. 17 мая 1897 года он был спущен на воду.

Имя ему присвоили в честь Бернардо О'Хиггинса.

Бернардо О’Хиггинс Рикельме (Bernardo O'Higgins Riquelme; 20 августа 1778, Чильян — 24 октября 1842, Лима, Перу) — революционер, национальный герой Республики Чили, руководитель борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке, Великий Маршал Перу (1828). С 29 ноября 1813 по 14 марта 1814 года входил в т. н. 5-ю Правительственную Хунту Чили, до 12 января 1818 года исполняющий обязанности, а с 12 января 1818 года Верховный правитель Чили (до 28 января 1823 года).

В литературе помимо классического «О’Хиггинс» встречаются и более развернутые названия-«General O'Higgins» и даже "Альмиранте О’Хиггинс".

2 апреля 1898 года крейсер был готов. Он был больше «Эсмеральды» на 1500 тонн и был лучше защищен- главным поясом до 178 мм (хотя и на 20 метров более коротким) и бронепалубой до 75 мм на скосах. 152 мм стало на 6 меньше, всего 10, но изменилось их размещение и удвоилось количество 203 мм. «О’Хиггинс» получил основные новинки того времени-гарвеевскую броню и водотрубные котлы.

Вообще крейсер явно несет на себе следы влияния французской школы, скорее всего через заказчиков, получивших оттуда "Капитан Прат". Большое количество котлов (30), башенное размещение главной и средней артиллерии-французский акцент очевиден.

Главная особенность крейсера, кроме очень элегантного и впечатляющего трехтрубного силуэта, это несвойственная британцам схема размещения артиллерии- восемь бронированных одноорудийных башен с четырьмя 203 мм и четырьмя 152 мм скорострельными орудиями по ромбической схеме. При этом основной упор на погонный огонь. Шесть оставшихся 6-дюймовок Уоттс упрятал по традиции в каземат.

Фактически это был полноценный скоростной броненосец для периферийных районов. Криптолинкор.

Именно возможность участия в линейном сражении определила выбор чилийского крейсера в качестве прототипа для японских броненосных крейсеров типа «Asama». Японцы тогда из соображений экономии пытались количеством более дешевых кораблей усилить свою немногочисленную броненосную эскадру.

Только японцы с помощью своих английских консультантов доработали проект, усилив его линейные возможности. 203 мм пушки разместили в двухорудийных башнях при увеличении ширины и водоизмещения.

Увы, при том внимании, которое привлек к себе «О’Хиггинс» в международных флотских кругах, в России руководство Морского ведомства его практически "не заметило". Российский флот тогда вообще не интересовала концепция эскадренных броненосных крейсеров, наши предназначались для рейдерства.

  • Чили называют «Государством трех континентов», расположенным в Южной Америке, Океании (о. Пасхи) и Антарктиды.
1898
1898

Прибытие крейсера в Чили
Прибытие крейсера в Чили

-4
-5
-6
-7
-8

-9

-10

«О’Хиггинс» «O’Higgins». Армстронг Whitworth , Элсвик. Заложен 4 апреля 1896. Спущен на воду 17 мая 1897. Введён в эксплуатацию 2 апреля 1898. С 1933 использовался в качестве штабного корабля. Списан 1946. Продан на слом. Списан окончательно в 1958 .

Водоизмещение стандарт 7796 длинных тонн (7921 т), полное 8500 длинных тонн (8636 т). Длина 125,5/135.2/146 м. Ширина 19,13/23 м. Осадка 6,7 -6,93 м. Максимальная 7,3 м
Бронирование-гарвеевская никелевая- пояс — 127…178 мм, палуба — 31(38)…51 мм (на скосах — 37…76 мм), башни главного калибра — 127…178 мм, башни среднего калибра — 127…152 мм, казематы — 127…152 мм, боевая рубка — 229 (203)мм
Двигатели-2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 30 паровых котлов Бельвиля, 16 250 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 21,6 узла. Запас угля 1200 т. Дальность 4580 миль. Экипаж 315—402 -500 человек.
Вооружение- 4 × 1 — 203-мм/40-45 Armstrong T, 8- 10 × 1 — 152-мм/40 Armstrong Z4, 4 × 1 — 120-мм/45 Armstrong Y, 10 × 1 — 76-мм/40 12-фунтовых Armstrong N, 10 × 1 — 57-мм/40 6-фунтовых орудий Hotchkiss . 2 × пулемета. Минно-торпедное вооружение 3 × 1 — 457-мм торпедных аппарата (1 надводный курсовой, 2 подводных траверзных)
Крейсер О'Хиггинса чилийского флота, картина Альваро Казанова Зентено (1857-1935).
Крейсер О'Хиггинса чилийского флота, картина Альваро Казанова Зентено (1857-1935).

Крейсер имел гладкопалубный стальной корпус с таранным форштевнем и обшивкой днища деревом и медными листами. «О’Хиггинс» обладал запоминающимся силуэтом с тремя высокими трубами и двумя мачтами с боевыми марсами. Корпус был разделен на 15 водонепроницаемых отсеков. Экипаж включал до 500 человек.

Силовая установка состояла из двух вертикальных машин тройного расширения, двух гребных винтов, 30 водотрубных котлов Бельвилля в трех группах. Запас угля на борту-700 тонн угля в нормальном режиме и 1200 тонн при полной загрузке. Максимальный запас угля-1253 длинных тонн (1 273 тонн), достаточный для 4580 миль на 8 узлах. На испытаниях контрактная скорость 20 узлов была значительно превышена, 21,48 узла при 15930 л.с.

Броня использовалась гарвеевская никелевая. Главный пояс длиной 79 метров и высотой 2,1-2,3 метра, толщина на миделе 178 мм и в оконечностях 152 мм. Сплошная броневая палуба в районе пояса- 37 мм, в оконечностях 51-76 мм. Башни 6 дюймовых орудий имели толщину 7,5 дюймов, казематы и башни среднего калибра защищались 6-дюймовой броней. Боевая рубка имела толщину 9 дюймов.

-12

-13

Основное вооружение-четыре 203 мм скорострельные армстронговские пушки в одноорудийных барбетно-башенных установках, размещенных по нестандартной для британцев схеме- две башни в оконечностях и две -справа и слева от передней дымовой трубы.

Десять скорострельных 152 мм орудий устанавливались на верхней палубе, четыре- в одноорудийных башнях, размещенными на миделе и на кормовом каземате. Остальные шесть -по бортам в бронированных казематах.

Четыре скорострелки 120мм также на верхней палубе, две для погонной и две для ретирадной стрельбы.

Дополняет картину противоминная артиллерия- десять 12 и десять 6 -фунтовок с четырьмя пулеметами Максима.

Итого погонный огонь могут вести три 203 мм, две 152 мм и две 120 мм пушки, ретирадный-одна 203 мм, четыре 152 мм и две 120 мм.

Вся основная артиллерия-Армстронг. При испытаниях крейсер испытывался полными носовым и кормовым залпами. В адмиральской каюте треснула мраморная столешница и вылетело несколько стекол. А в целом все прошло нормально.

Вооружение дополняли три 457 мм торпедных аппарата.

После мировой войны (1919-1920) были сняты все четыре 120-мм орудия, все десять 6 фунтовых Гочкисов и курсовой торпедный аппарат, добавлены три (или даже две по некоторым источникам) 76-мм/40 зенитные пушки Армстронг N AA и 4 пулемета. В 1919 году на скоростных испытаниях крейсер показал 21 узел. В 1919 году на крейсере размещен гидросамолет с краном для подъема и спуска на воду. 24 августа 1920 года во время стоянки в Мехильонесе гидросамолет задел одно из орудий и потерпел крушение. Пилот, мичман Хулио Виллагран, погиб.

Еще одну модернизацию корабль прошел в 1928-1929 годах.

-14
-15
-16
-17
-18

«О’Хиггинс» спокойно достраивался в Элсвике, когда в Новом Свете созрела большая война. США собрались с силами чтобы выбросить Испанию из ее заморских колоний. Латиноамериканские же флоты, активно пополнявшиеся современными военными кораблями выглядели (а иногда и были) резервом последнего дня для противников. Вот и в этот раз распространились слухи о выкупе испанцами чилийского броненосного крейсера "Эсмеральда" и строящихся Армстронгом крейсеров-броненосного «О’Хиггинса» и бронепалубного "Министра Зентено".

В торг включились и США, положившие глаз на «О’Хиггинс». Однако переговоры не сложились и 25 июля 1898 года крейсер прибыл в Вальпараисо.

Первым его мероприятием было участие во встрече президентов двух стран, ведущих бескомпромиссную гонку вооружений-Аргентины и Чили. Страны пытались замириться, ибо гнет военных расходов и долгов для обеих стран превысил все разумные пределы.

15 февраля 1899 года именно на борту новейшего и одного из сильнейших в мире броненосных крейсеров, состоялось «Объятие пролива» ( El Abrazo дель Estrecho ) между президентами Чили и Аргентины Федерико Эррасурисом и Хулио А. Рока соответственно. Действие происходило на южной границе обеих стран- в Пунта-Аренас. Несмотря на пафос мероприятия "разрядка" между двумя латиноамериканскими тяжеловесами продлилась недолго и вскоре обе стороны заказали новые, еще более мощные боевые корабли.

На переднем плане Федерико Эррасурис (справа) и Хулио Рока (слева) на палубе крейсера O'Higgins.
На переднем плане Федерико Эррасурис (справа) и Хулио Рока (слева) на палубе крейсера O'Higgins.
-20

Потом эта возня подопечных в песочнице утомила "владычицу морей" и в 1902 году стороны, наконец, утихомирились под гарантированные Британией "майские пакты", установившие границы в спорной Патагонии, заставившие стороны отказаться от сделанных заказов на крейсера и броненосцы и разоружившие самые мощные корабли противников.

«О’Хиггинс» также попал под временное разоружение, но в 1903 году вернулся в строй, получив назначение в Панаму, которую в этот раз американцам удалось таки отделить от Колумбии. И чилийский крейсер, даже мощный и броненосный, не смог этому помешать.

В 1914 году чилийский флот стал свидетелем триумфального похода Восточно-Азиатской эскадры адмирала Шпее, позже , правда, закончившимся полным разгромом. А пока, после победы при Коронеле немцы заглянули в Вальпараисо.

Scharnhorst,_Gneisenau_и_Nürnberg_покидают_рейд_Вальпараисо
Scharnhorst,_Gneisenau_и_Nürnberg_покидают_рейд_Вальпараисо

Тихий океан у побережья Чили, вблизи Коронеля. Немецкая эскадра покидает Вальпараисо 3 ноября 1914 года после боя. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» впереди, за ними «Нюрнберг». На переднем плане корабли ВМФ Чили — броненосные крейсера «Эсмеральда»,«О’Хиггинс», бронепалубный «Бланка Энколада» и броненосец «Капитан Прат».

Крейсер входил в состав Отряда Эволюции, а затем Активного Отряда. Богатым для неприятности для корабля стал 1920 год. 12 марта 1920 года крейсер столкнулся с чилийским же грузовозом "Llai Llai" в Филадельфии (Пенсильвания) и отправил его на дно. В августе в аварии погиб пилот корабельного гидросамолета.

Следующие потрясения и корабль и чилийский флот и всю страну настигли через десятилетие. В ходе "Великой депрессии" Чили пострадала по оценке Лиги Наций сильнее остальных стран. Закрылись даже знаменитые селитряные шахты в Атакаме. В 1931 году страна обанкротилась. Правительство не нашло другого выхода как еще на 30% (ранее 10% уже прошло) снизить жалованье госслужащим, в том числе и военным.

В ответ в ночь на 1 сентября 1931 года восстал чилийский флот на базе в Кокимбо (14 вымпелов, в том числе линкор "Альмиранте Латторе" и крейсер «О’Хиггинс»). Восставшие выдвинули требование об отмене сокращения жалованья, уточнив, что политические требования не выдвигаются.

3 сентября мятеж перекинулся на военно-морскую базу Талькауано, где к нему присоединилось еще 12 вымпелов , т.н. Южный флот.

Аппетиты мятежников росли-они требовали аграрную и промышленную реформы, а также перенос тяжести кризиса и долгов на миллионеров.

Правительство тянуло, собирая верные войска и авиацию для штурма мятежных портов. Подготовившись и сосредоточив силы, власти потребовали полной капитуляции. В ответ мятежники выложили козыри, объявив начало социальной революции и о своих связях с Компартией Чили.

5 сентября правительственные войска атаковали Талькауано, а 6 сентября чилийская авиация (20 самолетов) отбомбилась по чилийскому флоту в порту Кокимбо. При этом один самолет был сбит, пять получили повреждения. Удалось добиться одного попадания в подлодку "Quidora", один матрос был убит и один ранен.

Тем не менее на восставших налет произвел впечатление, они увели флот в Вальпараисо и сдались. Активисты пошли по трибунал и были приговорены а тюрьмам и смертной казни. К счастью никого казнить не успели, кратковременное правление Социалистической республики Чили через год принесло всем амнистию.

Интересно, что в репортажах "с полей" все было гораздо драматичнее.

80 военных аэропланов в течение 30 минут сбрасывали бомбы на стоявшие в гавани Кокимбо корабли. 6 кораблей получили тяжелые повреждения. Крейсер "Охиггинс" был потоплен, также были потоплены две подводные лодки. Каждый десятый из заключенных в тюрьме повстанцев был расстрелян полевым судом (газета "Правда"11 сентября 1931 года).

Крейсер вывели из активной эксплуатации в 1933 году и использовали в качестве плавучего штаба (вплоть до 1943 года). В море больше не выходил. В 1946 году его опять "списали", в 1958 году продали на слом Pacific Steel Company. Лишь в 1964 году законом 11 542 от 5 июня 1964 года он окончательно был признан ликвидированным.

-22
-23
-24
-25
O´higgins_(1904)
O´higgins_(1904)
-27
-28
-29
1933
1933
-31

Имя крейсера продолжало использоваться в чилийском флоте. В 1951 году американцы передали Чили легкий крейсер «Бруклин», под именем "О`Хиггинс" CL-02 он прослужил в Чили еще четыре десятилетия, став четвертым кораблем этого имени в чилийском флоте.

O'Higgins  во главе эскадры Feb. 1973
O'Higgins во главе эскадры Feb. 1973

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам