В Музее-усадьбе В.И. Сурикова хранятся некоторые предметы, датировка которых относится к концу XVIII века. Все они принадлежали матери художника Прасковье Федоровне Торгошиной и передавались из поколения в поколение. Об одном таком шедевре пойдет речь в этой статье.
Московские традиции древнерусского золотого шитья нашли естественное продолжение в искусстве вышивки, получившем развитие в XVIII - XIX веках в Поволжье и на Русском Севере. Славились их производством Городец, Лысково, Арзамас, другие города и села Нижегородской губернии.
Существовал этот промысел и в самом Нижнем Новгороде. На шелковом или бархатном треугольнике мастерицы вышивали особой техникой, которая называлась в подкреп (прикреп). Сначала на картон, потом каждый элемент прикладывался и обвязывался золотой ниткой и получался выпуклый орнамент.
Каждая вышивка имела сакральный смысл. Среди символов на косынке встречаются: древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием, певчие птицы символизировали верную любовь и крепкие семейные узы, а виноград был символом плодородия и богатства.
По всей России расходились вышитые нижегородские платки с роскошным растительным узором. Такие экземпляры дошли и до Сибири, а сейчас один из них бережно хранится в основном фонде Музея-усадьбы В.И. Сурикова. Принадлежал платок Прасковье Федоровне Торгошиной. Биограф Сурикова Максимилиан Волошин писал в своей книге: «Потом он доставал оттуда же куски шелковой ткани и показывал треугольный платок из парчовой материи - половину квадрата, разрезанного от угла до угла. Парча красновато-лиловая, церковного тона, с желтизной и пожелтевшим металлом хранила жесткие, привычные складки, которыми ложилась вокруг лица. "Этот платок бабушка моя на голове носила; его, значит, для двух сестер купили и пополам разрезали".»
Носили девушки такую косынку, чтобы было видно очелье, а углы вышивки спадали вниз. Для того, чтобы головной убор держался и не сползал, пришивали тесемки.
С середины XIX века в Городце и ближайших селах платки с золотной вышивкой стали накидывать на плечи так, чтобы искрящийся узор не пропадал в складках.