Вот и сбылась мечта побывать на самой северной точке Европейской России!
Автомобили:
Собралось в итоге нас 3 экипажа: GW H2 (2009), GW H3 (2012), GW H5 (2013). Все машины без подготовки, можно сказать стоковые. Никакая особая подготовка машин перед рейдом, не проводилась.
Выезжали в воскресенье в 8:00 из Питера 2 экипажа (GW H3, GW H5), третий нас уже ждал в Кандалакше у знакомого. Первый перегон был просто на скорость, никуда не заезжая (только достопримечательности по дороге) гнали в Кандалакшу.
Встретившись в Кандалакше с нашим третьим экипажем, поехали на первую ночевку. Особо не запариваясь остановились на окраине города, но в хорошем, симпатичном месте. На берегу Белого моря и под боком ручей с пресной водой.
Вообще хочу сказать, что с погодой нам повезло! Светило солнце, было тепло.
Утром выдвинулись кажется часов в 9:00. Цель стояла пройти по максимуму до мыса Немецкий. Так как маршрут нам неизвестный ставилась программа максимум дойти до Немецкого, ну а если возникнут трудности лагерь будем разбивать по месту. До КПП Титовка посетили несколько памятников ВОВ.
Кстати, спрашивал у людей бывавших на Рыбачем, говорили, что на КПП никого нет и ничего не проверяют. Ну не знаю. КПП абсолютно действующее и паспорта проверяют у всех! Проехав КПП, небо стало заволакивать облаками и тучами.
Потом начался моросящий противный дождик.
И в конце концов перерос в ливень!
Настроение у нас испортилось окончательно. Мы даже не стали фотографироваться, потому как не было ничего видно. Выйдя из машины на минуту без дождевика, вымокаешь до трусов. Но делать нечего, надо искать место стоянки или хотя бы где можно поесть, то есть под какой нибудь крышей. Мы вернулись в заброшенный посёлок который проезжали и осмотрев дома, нашли более менее чистую комнату на втором этаже.
Да, я ведь забыл сказать, что в этот день у меня был День Рождение! Мы решили приготовить по такому случаю глинтвейн.
И вот когда мы вспомнили о моём ДР, погода над нами сжалилась и стало появляться солнце!
Это не могло не радовать! Это был самый лучший подарок мне! Мы закончили наш ужин и решили ещё раз посетить самую северную точку. И вот в этот раз, нам открылись все красоты!
Приезжаем мы туда же, где были буквально 3 часа назад и … не узнаём местность!
Становимся лагерем и никто не хочет ставить палатки, т.к. во первых всё на земле мокрое, во вторых боимся, что ночью зарядит опять дождина. И вообще утром мы здесь не задерживаемся, а почти сразу после завтрака выдвигаемся. Все спим в машинах.
Утро радует. Погода вроде начинает налаживаться. Наверное здесь принято так встречать новичков, так сказать проверить их на прочность. Собираемся и едем на водопад.
Вода мне показалась достаточно тёплой и я решаю помыться, когда ещё возможность такая будет, неизвестно ведь.
Тем кто любит грибы, здесь благодать. Их много. Можно ехать на машине по дороге и искать их наблюдая из окон. У нас больше половины не любили их. Поэтому мы собирали чернику, которой тоже в достатке.
На Рыбачьем очень скудная растительность. Деревьев практически нет. На Среднем уже поболее всего. Вроде и находятся они практически в одном месте, а вот такой резонанс.
Погодка стала совсем налаживаться. Дул слабый южный ветер и температура примерно 20-25 градусов.
Хотели проехать дальше, через "Два Брата" на батарею Поночевного, но упёрлись в тупик.
Решили, что наверно неправильно распознали дорогу. Вернулись немного назад и поехали параллельной дорогой, но опять не получилось. Дорога на карте есть, а на деле как то не очень. Решили не дёргаться, а разбить лагерь прямо там где дорога закончилась. И место красивое.
У вас наверное возник вопрос, а что это за мотоцикл с нами? Сейчас расскажу. Разбиваем мы значит лагерь, а из за скалы видим вдалеке мотоцикл выехал. Думаем, отлично, подъедет к нам спросим где дорога. Через некоторое время смотрим нет его. Ну думаем, наверно проскочил или поехал назад. Пошли мы с Женькой в бинокль красоты посмотреть. Слышим: "- Помогите!". Етить-колотить. Не видим никого. Опять голос: "-Помогите, я тут!" . Мы ему кричим, мол: "-Ты где есть то"? И тут вижу в бинокль из кустов карликовой березы, парень вываливается. Мы к нему. Подбегаем. Он просто никакой от усталости. Порядка литра воды выпил залпом и минут десять просто лежал восстанавливая дыхание. Когда он пришел в себя, расспросили. Оказывается, он так же как и мы, видел "дорогу" в навигаторе. Только он с противоположной стороны ехал. Продирался по камням, кустам. Завалился несколько раз, совсем выдохся и увидев нас решил позвать на помощь. Я всегда думал, что на мотоцикле вообще проблем не возникает где проехать. Ага, блин. В общем мы вчетвером его запихали наверх в наш лагерь. Наверно не меньше часа потратили!
Оказалось он один из Домодедова едет. Отважный парень! Короче мы его накормили, пивом и чаем напоили, переночевал в нашем лагере, на утро он на Рыбачий, а мы на батарею Поночевного.
Как я уже писал, дороги дальше не оказалось. Пришлось немного возвращаться назад и брать выше.
Поняв, что с дорогами в навигаторе и на картах нестыковочки (т.е. и в навигаторе и в бумажных картах она есть, а на деле — нет), мы стали придерживаться нужного направления и выбирать дороги которые по нашему мнению лучше подходят. И вот мы уже видим стволы батареи. На одном из перекрёстков мы разделились, я поехал выше, ребята ниже. Я добрался до первого орудия раньше, но видя что ребята поехали дальше встретился с ними у второго. Там дороги сходились.
Встретили вояк, непонятно для чего копающих траншею и перекопавшие одну из дорог. Мы спустились правее по дороге из крупной щебёнки. На такой поверхности не стоит разгоняться и тормозить. И то и то черевато.
И доехали до Муста — Тунтури.
Вся возвышенность и подходы усыпаны различными гильзами (попадаются даже без особых поисков целые патроны), броне-щиты попадаются тоже часто.
Там же наверху катакомбы и траншеи с немецкими укреплениями.
Кто разбирается? Что это такое? Как я догадываюсь это либо газ пускать либо что то типа огнемётов или напалма. Чтобы не выходя из укрытия уничтожать противника на подходе. Установлены с двух сторон по тропе. Установлены они на самом верху.
Много валяется мотков колючей проволоки. Возможно во время нашего пребывания, на полуострове проводились учения или сборы. Мы видели несколько развернутых военных лагерей.
Дальше мы выехали с полуострова Средний и стали искать место для ночевки. Место было найти не просто, т.к. сюда при желании можно заехать практически на любом пузотёре. Но мы нашли местечко.
После ночевки, уезжая, остановившись полюбоваться на водопад, бросили взгляд в сторону Рыбачьего. Выезжая видели баки с мусором, но они были битком набиты и навален мусор рядом. Пришлось мусор везти до Мурманска. Если соберётсь, то берите мешки мусорные покрепче, не оставляйте за собой мусор, а то они, собака, рвутся . :-(
У Мишки на Н2 где то после "Двух Братьев" очень громко ревел глушитель. Он там камушек какой то гофрой зацепил. Связавшись с внешним миром, кинув кличь на форуме "Ховер-клуб", нам дали координаты в Мурманске клубного автосервиса, который готов нам помочь как только мы прибудем, несмотря на свои планы. И мы двинулись в Мурманск к "сергейплюс".
В Мурманске мы благополучно встретились с Сергеем (сергейплюс) который любезно согласился помочь в починке нашего автомобиля не взирая на то, что у него и без нас работы хватает! Оставили машину вместе с Мишкой.
Пошли перекусить в кафе "Дрова". Хуже солянки я не ел в жизни (да и не думал, что её можно испортить). Представьте себе бульон от солянки с плавающей там капустой, одной маслинкой и парой кусочков сосиски. Остальное было всё вкусно. Но эта солянка оставила неизгладимое впечатление! Мурманск нас встретил мрачно, дождливо и ветрено.
Естественно посетили памятник Алёше. «Защитникам Заполярья – воинам 14-й армии, 19-й армии, Краснознамённого Северного флота, 7-й воздушной армии, пограничных отрядов № 82, 100, партизанских отрядов «Советский Мурман», «Большевик Заполярья», «Полярник», «Сталинец», «Большевик». Слава отстоявшим эту землю».
Пока мы ездили, отзвонился Мишка, сказал, что ему всё сделали. Мы встретились и решили ехать в Кандалакшу, а там по обстоятельствам. Либо будем искать место для стоянки, ну или на крайняк снимем жильё.
Пролетели Мончегорск.
В одном месте на дороге была рассыпана щебёнка или что то подобное. Вообщем я только подумал, что хорошо бы дистанцию до Андрюхи увеличить, чтоб не дай бог камня в лобовуху не словить. Так он тут как тут! Но мне видать ещё повезло. У Андрюхи (это мы в Медвежьегорске обнаружили) три пробоины, и расползающиеся! :-(
Приехав в Кандалакшу порешали, что Мишкин экипаж переночует у друзей у которых был несколько дней назад, а мы сняли двухкомнатную квартиру и там тоже заночевали. Заодно помылись и устроили постирушку. На утро отправились на "Умбский лабиринт".
И отправились в Умбу. По дороге погода как то скисла, было пасмурно, ветер дул уже не южный и вот вот хотел начаться дождь.
Мы доехали по новой гравийной дороге до Варзуги. Она представляет из себя гравийку из красного щебня. Пыль поднимает сильную и вся жопа машины окрашивается в её цвет. :-)
И двинулись в обратный путь.
Заехали в Кузомень, Северную пустыню.
И тут у Мишки опять случилась неприятность. Отказался включаться полный привод. И это после того как перед поездкой он как раз ремонтировал шайтан-машинку! Представляю как Мишка был расстроен!
Слава богу у нас с Андрюхой проблем не возникало. На понижайке можно спокойно кататься вдоль и поперёк. Мишку несколько раз брали на буксир, когда он основательно закапывался. Пошел дождь. У Мишки наверное в этот момент совсем настроение упало ниже нуля. Но мы прорвались! По дороге до "Тоня Тетрина" у Мишки пробивает колесо. Я достал свой финский набор для ремонта покрышек и первый раз в жизни воспользовался им. И удачно с первого раза! Здесь ночи уже не такие светлые как на Рыбачем. Место искали почти в потемках.
Утром, заехали и послушали экскурсию в "Тоня Тетрина".
И решили посетить заброшенный, военный аэродром Хариусный. Будь он не ладен.
В принципе мы и не собирались ехать на запасной полевой аэродром 987 Морского Ракетоносного Авиационного Полка (МРАП), который базировался в Североморске-3. Но культурная программа у нас шла с опережением. И глянув на распечатку сделанную заранее, решили раз уж мы здесь, заехать посмотреть. Ввели координаты в навигатор и он нам проложил маршрут.
Поначалу нас немного смутила дорога и расстояние по которой нам нужно было проехать порядка 120км. Но мы прикинули, что при скорости 60-80км/ч проедем за 2-3часа. Но дорога ухудшалась и ухудшалась. Надо было сразу посмотреть на карту и понять, что сделав крюк по трассе и заехав с Апатит можно было сэкономить время! Но мы решили, что отступать не будем!
И чаще становилось так.
И вы помните, что у Мишки только задний привод! Его спасал только максимальный лифт, широкие 31" тапки и педаль в пол.
Попадались разные мостики. Это самый цивильный!
В итоге за 6 часов мы проехали порядка 100км. Вымотались сильно, а время уже было начало двенадцатого. Нужно было искать ночевку. И вот на дороге с краю болота, Мишка засаживается. Сразу решаем, что это знак с выше и дальше ехать не стоит и надо бы вернуться немного назад и там заночевать. Андрюха цепляет Мишку, чтобы выдернуть его. Я пытаюсь развернуться пячась задом к бровки дороги и (усталость сказывается и сумерки) … правое колесо соскакивает в болото, машина вывешивается на раме. Андрюха выдернув Мишку тут же цепляет меня и выдергивает.
Едем назад задним ходом метров 200. Поднимаемся немного на возвышенность, и особо не выбирая место разбиваем лагерь.
На следующий день, в деревне у нас случился такой разговор с местным дедулей: -Правильно ли мы едем на аэродром? -А откуда вы едете? -Из Умбы, за 6 часов 100км только проехали. -Из Умбы? 100км за 6 часов. Молодцы ребята, очень неплохо! Поедите сейчас, на развилке возьмите правее, а так правильно едете. Мы поблагодарили дедулю и двинулись. Ещё 3 часа каменного триала и…
И до Апатит не так далеко с этой стороны.
Мы наконец доехали до Кировска. Нам так осточертел каменный триал, когда нужно объезжать каждый булыжник. Что когда мы выехали на совсем не хороший асфальт, мы были счастливы!
Перекусив в кафе, мы решили остановиться и постоять на одном месте пару дней за Кандалакшей. Но это оказалось не так быстро. В Кировске как в Советском Союзе, все кафе работают по выходным, а в будние дни у них выходной. Местные жители нам подсказали, что в центре города, есть боулинг и ночной клуб. Днем видать этот клуб не пользуется спросом, т.к. мы были единственные посетители. Но зато поели хорошо. Встретились нам ребята Питерские с Паджеро-клуба вроде. Немного поболтали с ними и поехали.
Мы нашли уютное местечко на озере Верхняя Пиренга.
Очередной закат на озере Верхняя Пиренга Я решил проверить подвеску и защиту в каком она состоянии. Соорудил подобие эстакады. На удивление, не обнаружил совершенно никаких повреждений (не считая обгрызаной защиты).
Поставили шатёр от дождя.
На стоянке был остов от походной баньки, мы её немного переоборудовали. Переложили печку. Получилось отлично!
Соорудили баньку.
На этом в принципе наш рейд закончился. Остались только Медвежьегорск и Петрозаводск.
Итак самая интересная часть (экстремальная) закончилась, осталась культурная программа. Посетили мы в Медвежьегорске "Музей истории железнодорожного транспорта станции Медвежья Гора". Экскурсия бесплатная и очень интересная! Так как хранитель музея — экскурсовод, похоже знает всё про железную дорогу, Медвежьегорск и ещё много всего…
И что мне больше всего понравилось, нам показали кабину паровоза! Я до этого никогда не был в кабине паровоза, видел только в кино.
Заправились на, похоже, единственной заправке в городе и поехали в Петрозаводск. По дороге заехав на водопад "Кивач". Честно вам скажу, меня потом зелёная такая на груди седа и душила. Правильно! Жаба! 120 рублей за водопадик с человека. И смотреть то особо нечего. Ну тут как говорится ИМХО.
И вот мы в Петрозаводске.
Ну как я обещал, смонтированное видео. Уж строго не судите. Я всего лишь любитель в этом деле. Что получилось, то получилось.
#кольский полуостров #полуостров рыбачий #хибины #самая северная точка европейской россии #экспедиция #off-road #hover #Ховер клуб #аэродром хариусный #кольский