Ощутив свою причастность к продвинутому украинству и Рождеству в столице Галичины, мы отправились в Збараж. Расположенный в 17 километрах от Тернополя, Збараж имеет древнюю историю и крошечное для города население. Нас встретила подруга жены – пани Мария, с которой они не виделись с далёких студенческих времён. Весёлая, искренняя женщина бойко накрывала стол и рассказывала про свою судьбу.
Интересная у неё жизнь получилась. Комсомолка, отличница с берегов Днепра познакомилась с парнем из Западной Украины и вышла за него замуж. Жить молодожены стали на родине у мужа, что заставило Марию полностью поменять своё мировоззрение. Пришлось ей забыть про комсомол и даже про благость православных храмов. Греко-католическая община в украинских местечках не терпит инакомыслия. Для обывателя, находящегося за пределами этого заповедника, трудно представить, что светская жизнь человека в ХХІ веке может полностью зависеть от церковной общины. Греко-католический священник – непререкаемый авторитет. Его роль во многом напоминает функции секретаря партийной организации времён КПСС. Благодаря таинству исповеди - это самый информированный человек в округе. Он всюду суёт свой нос: в личные отношения между супругами, в воспитание детей, в бизнес-разборки и соседские сварки. Стоило пани Марии недавно овдоветь, как местный батюшка озаботился её будущим и исполнил роль сводника – пригласил жениха из соседнего района. Сватовство оказалось неудачным и потому Мария попала к пастырю в немилость.
Горилка, пляцки (пироги с различными начинками) и прочие вытребеньки (кулинарные прихоти) расслабили нас. Песни стали петь. Вдруг хозяйка спохватилась и попросила петь «тильки украинською», а то могут соседи услышать, духовному наставнику шепнуть и тогда совсем жизни ей здесь не будет. Господи, как они тут живут? Есть, правда, одна простая истина: жить захочешь не так раскорячишься!
Ну да ладно, от дел мирских вернёмся к главной цели путешествия – к знакомству со Збаражем и его достопримечательностями, не забывая о празднике Рождества. Еще во Львове выучили как правильно «по- украинськи» приветствовать друг друга. Пароль: «Христос нарождаеться!» Отзыв: «Славымо його!» Теперь нам и сам Бандера не страшен – отмажемся! Поэтому гулять в город вышли без опаски. Настроение повысилось от выпавшего снега. Всё-таки Новый год без снега удручает, а нас, русских, просто вгоняет в тоску.
В Европе все дороги ведут в Рим, а Збараже - в крепость. Этот замок объединил в себе ренессансный дворец, и бастионные укрепления. От внешнего мира его отделил широкий, но сейчас уже не глубокий ров, через который когда-то был перекинут подъёмный мост. Сейчас в цитадель можно попасть по прочному деревянному мосту, уткнувшему свои опоры в дно полузасыпанного рва.
Збаражская крепость за свою историю выдержала множество осад и разрушений, но как птица-Феникс, всегда возрождалась из пепла. Именно здесь развернулись кульминационные события романа Г. Сенкевича «Огнём и мечом».
Вот как это было. В январе 1649 г польский король Ян Казимир объявил сбор войск для похода в Украину. Чтобы перехватить инициативу Хмельницкий двинулся к границам Великой Польши, рубежи которой защищали стены Збаража и частная армия князя Ярёмы Вишневецкого. Эта крепость и замок были построены в начале XVII века по заказу князя Януша Вишневецкого (Ярёминого отца) – владельца этих мест. В оценке современников Збаражская крепость была выдающимся фортификационным сооружением. Его построили по проекту итальянского архитектора Винченцо Сканоцци, под руководством голландского инженера ван Пеена. Поначалу князь Вишневецкий решил дать сражение у стен Збаражского замка, но просчитался. Наскоро обученные молодые польские воины дрогнули, позволив казакам смять свои ряды. Избиение княжеского войска прекратила его скорая эвакуация под защиту цитадели.
Началась долгая и кровавая осада Збаража. Среди его защитников оказался пан Скшетуский с своими друзьями. Генрик Сенкевич поэтично рассказал о том, как гордые шляхтичи героически защищали крепость, совершив множество подвигов во имя Родины. Отчаянно рубился полковник Володыёвский. Польский богатырь пан Лонгинус отсек одним ударом три татарские головы разом!
Но в крепости кончаются провиант и порох. Князь Вишневецкий просит добровольцев предпринять попытку прорваться через блокаду и доставить королю депешу об отчаянном положении войска.
Отважные смельчаки предприняли вылазку по одиночке. Первым испытал удачу пан Лонгинус и погиб лютой смертью от стрел басурманов. Вторым пошёл пан Скшетуский. Измождённый, голодный и больной, он пробрался по лесам и болотам мимо врагов. Когда он появился в королевских покоях, то по виду напоминал призрак в окровавленных лохмотьях.
Едва держась на ногах, Скшетуский рассказал о беспримерном героизме и отчаянном положении своих товарищей. Потрясённый король немедленно послал свои резервы к Збаражу на помощь осаждённым.
Польскому писателю не пришлось много фантазировать относительно судьбы пана Скшетуского.
Николай (Миколай) Скшетуский был родом из обедневшей шляхетской семьи. Нужда заставила его идти на войну и служить в крылатых гусарах. Дороги кровавой войны привели его под стены Збаража, где ему удалось совершить легендарный подвиг, доставив королю грамоту с мольбой о помощи осаждённым. Король действительно наградил смельчака, и слава о нём разнеслась по Речи Посполитой.
Реальный Скшетуский так и не сумел жениться на богатой невесте, и долгие годы воевал с казаками и московитами. Среди войска он прославился тем, что его солдаты были отчаянными грабителями и насильниками. Плохая дисциплина в подразделении подвела полковника Скшетуского. В 1667 году он, отчаявшись устроить семейное счастье по-доброму, пытался насильно жениться на дочке подкомория белзского Софии Завадской. Для польской знати факт покушения на честь дочери уважаемого человека был не приемлем. За жалобой королю последовал арест. В 1670 году полковника приговорили к штрафу и даже к тюремному заключению. Но Скшетускому не удалось попасть за решетку, поскольку от расстройства он заболел и умер в 1673 году в Познани.
Возвращаясь к збаражским осадным событиям стоит упомянуть, что и для казаков эта сеча не прошла даром. У бастионов Збаража были ранены Иван Богун, Данило Нечай, убиты полковники Бурляй и Морозенко, воспетый в известной народной песне "Ой, Мороз, Морозенку".
С высоты замковой горы открывается прекрасный вид на старый город, в центре которого расположен бернардинский монастырь. Его сооружение началось весной 1628 г. при князе Юрии - последнем в роду магнатов Збаражских, а завершилось строительство стараниями новых хозяев – князей Вишневецких. Особую роль в достройке монастыря, расположенного среди болот и лесов, сыграла супруга Януша Вишневецкого - Евгения Катерина из рода Тышкевичей (1572 — 1642). Овдовевшая княгиня часто совершала прогулки в экипаже, запряженном парой породистых лошадей. Однажды волки, коих в округе было предостаточно, напугали рысаков и те понесли… Экипаж перевернулся и увяз в болоте. Пани Евгения стала тонуть. Осознавая безнадёжность своего положения, княгиня обратилась с молитвой к Богу и пообещала в благодарность за своё спасение достроить монастырь. И вдруг её протянутые к небу руки обрели новую силу, позволившую ухватиться за спасительные ветви растущего у трясины орешника. Чудесное избавление от ужасной смерти укрепило хозяйку Збаража в мысли, как можно быстрее закончить строительство монастыря. Несмотря на все трудности костёл святого Антония и прочие монастырские постройки были сооружены и щедро украшены. На вершине фронтона величественного храма была укреплена композиция, исполненная местным кузнецом – две воздетые к небу руки. Сотни лет прошли с тех пор, но знак оставленный в память о милости Божьей уцелел и по прежнему даёт надежду на спасение всем, кто верует.
Подойдя поближе к монастырским воротам, мы встретились со священнослужителем в черном длинном пальто из-под которого выглядывала сутана. Он внимательно посмотрел на нас, а затем перевёл взгляд на Марию, которая гуляла вместе с нами. Поздоровался со всеми, а затем отвёл нашу спутницу в сторону и что-то ей шепнул на ухо. Женщина торопливо закивала головой и лицо её покрылось красными пятнами. Благословив прихожанку, святой отец величественно проследовал мимо нас. Мария сбивчиво объяснила нам, что ей нужно срочно идти на кладбище. Вот это да! Уже близился вечер, смеркалось. На пустынных улицах городка и так было не особенно уютно, а тут на погост отправиться надо. Экстрим, однако! Но оказывается, сегодня, в день Первомученника Стефана и все умершие по имени или отчеству связанные с этим святым должны быть помянуты. Умершую свекровь Марии звали Стефанией и не посетить её могилу было никак нельзя.
Мы вежливо предложили несчастной женщине проводить её до самых могил, но та наотрез отказалась и быстро исчезла в надвигающихся сумерках. Вечер был безнадёжно испорчен. Пришлось идти домой и ждать, когда хозяйка вернётся с кладбища. Оказалось, что путь туда был не близок – около пяти километров и ей повезло с попутной машиной и ещё раз повезло с открытой церковной лавкой, и с обратными попутчиками… В общем сплошная цепь везения. Может быть это руки старой княгини отмолили грехи Марии и Всевышний устроил так, чтобы ничто не омрачало для неё радость Рождества.
А наутро мы уже ехали домой. Из края рождественской сказки снова спешили в большой, индустриальный город, чтобы окунуться в повседневную суету сует. Обретённое нами настроение от религиозных и исторических переживаний перебивал поток новостей, стирая в памяти плохое и оставляя послевкусие приятного путешествия.
1 часть о путешествии во Львов https://zen.yandex.ru/media/id/5dade2343639e600af7a5d86/zapiski-o-rojdestvenskom-puteshestvii-vo-lvov-5df2f93334808200af9636ea