Освоение Арктики Россией продолжается. Как неоднократно заявлял российский лидер, данный регион является неотъемлемой частью России. Наша страна в 2015 году подала заявку в ООН на расширение шельфа в регионе на 1,2 млн км2. Речь идет о присоединении хребта Ломоносова, котловины Подводников, поднятия Менделеева, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса. По предварительным оценкам это позволит увеличить потенциальные запасы углеводородов на 5 млрд т условного топлива. Впрочем, Россия уже начала осваивать арктические запасы углеводородного сырья: всего свыше 100 млрд тонн залегает в прибрежных районах и на шельфе.
Транспорт
Реализуются и другие перспективные проекты по развитию российской Арктики. Так, Владимир Путин одобрил концессию по Северному широтному ходу – создание железнодорожной магистрали, соединяющей западную и восточную часть Ямало-Ненецкого автономного округа.
Прогнозируемый объем перевозок по Северному широтному ходу составит 23,9 млн т грузов в год, основную часть будет составлять, в частности, транспортировка газового конденсата. Всего будет построено более 700 км железнодорожного пути, мосты через реки Обь и Надым. Планируется, что строительство завершится в 2023 году. Стоимость проекта предварительно оценивается более чем в 200 млрд руб. Средства выделит синдикат из пяти банков: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ЕАБР и ВЭБ.
В планах и строительство дополнительных арктических ледоколов. Для обеспечения стремительного роста российских перевозок по Севморпути будет построен флот из пяти ледоколов ЛК-60. Строительство первого ледокола «Арктика» началось на Балтийском заводе в 2013 году. Второй ледокол в серии, «Сибирь», был заложен в 2015 году, а третий, «Урал», – в 2016 году. В настоящее время ожидается, что они будут сданы в эксплуатацию соответственно в 2019, 2020 и 2022 годах. Четвертый и пятый ледоколы ЛК-60 необходимы для обеспечения перевозок с крупного проекта по добыче угля на Таймыре и нефтяного месторождения Пайяха в дельте реки Енисей. Два дополнительных ледокола помогут обеспечить круглогодичные перевозки по Северному морскому пути в течение следующих 25–30 лет. Строительство этих двух мощных судов обойдется в 100 млрд руб., из которых 45 млрд руб. предоставит федеральный бюджет, 10 млрд руб. – «Росатом», а остальные 45 млрд руб. –заемное финансирование.
Кстати, развитию Северного морского пути уделяется особое внимание. В настоящее время российские корабли имеют свободный доступ в Атлантический и Ледовитый океаны благодаря СМП, а грузопоток по нему к 2030 году вырастет, как прогнозируется, в 7 раз. Продолжается запуск и новых промышленных мощностей в регионе.
Кроме того, проводятся также комплексные научные исследования и мониторинг природной среды. В планах введение в эксплуатацию ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» к 2020 году и поддержка ученых всех стран арктического региона. Российские ученые, например, на Ямале впервые одели спутниковые ошейники белым медведицам с Вилькицкого и Шокальского островов.
Специальные материалы и оборудование
Среди задач, поставленных перед российскими учеными, значится нахождение решения проблемы обледенения техники, специального оборудования и объектов инфраструктуры в регионе, а перед властями – переход на более экологичное топливо, ликвидация свалов судов на берегу Кольского залива, ликвидация нефтяного загрязнения на архипелаге Земля Франца-Иосифа в Архангельской области и решение иных проблем.
В настоящее время в Арктике размещены новейшие системы слежения за пусками чужих ракет, военная база ПВО, строится аэродром на Новосибирских островах.
Таким образом, Россия будет не только использовать транспортные пути – морской и железнодорожный, но и строить в Арктике новые базы, как обитаемые, так и автоматические.
Например, томские ученые разрабатывают безлюдную арктическую метеорологическую станцию, которая рассчитана на год автономной работы в жестких климатических условиях Арктики. Стационарный комплекс, который может заменить стандартную метеостанцию, но при этом не требует присутствия людей. Специалисты томского Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН и компании «Сибаналитприбор» работают в партнерстве: институт занимается фундаментальными и прикладными исследованиями, а компания – опытно-конструкторской частью, производством и внедрением разработок. Для Арктики нужны стационарные комплексы с особыми характеристиками, но сейчас полностью автоматических станций в Арктике почти нет. Есть только обычные и полуавтоматические, с необходимостью регулярного обслуживания источников питания. В Арктике метеостанция будет работать в диапазоне температур до -70 ˚С, в условиях больших ветровых нагрузок и полярной ночи, когда невозможно в качестве источника питания установить солнечную батарею. Арктическая станция будет автоматически измерять около десятка метеорологических параметров (скорость ветра, температуру воздуха, влажность, давление, количество осадков, интенсивность солнечной радиации и другие). Разрабатывая приборы для измерений, конструкторы применяют оптические и акустические методы, что позволяет снизить потребление энергии, – таким образом, питание станции в течение года может обеспечивать небольшой автономный источник. Для передачи данных планируется использовать спутниковые каналы связи.
Но не все станции будут автоматическими, а для их строительства потребуются дороги. И российские ученые уже разработали специальный материал. Исследователи из Тюменского индустриального университета в сотрудничестве с учеными Института криосферы Земли Сибирского отделения РАН разработали материал, который можно использовать для прокладки дорог даже при самых низких температурах. Речь идет о теплоизоляционным материале, сделанном из природного сырья. Он сможет справиться с главной проблемой, которая возникает практически при любом строительстве дорог – ростом объемов грунта по причине замерзания влаги, которая в нем содержится. Этот процесс называется пучинистостью. Материал, который изобрели в Тюмени, умеет бороться с указанным явлением.
Гранулированный диатомит можно применять в строительстве объектов самого разного назначения – домов, сооружений, зданий. Он годится для использования при создании космических кораблей и атомных станций, т. е. в проектах, где необходим легкий вес при эффективной теплоизоляции. Главной сферой его применения исследователи считают дорожное строительство. Гранулированный диатомит позволит улучшить качество дорожного покрытия и продлит срок его службы.
Питание не только для Арктики
В Якутии готовятся испытать питание для экстремальных условий. Член-корреспондент РАН Михаил Лебедеврассказал о новой инициативе ученых в области рационального питания. Исследователи планируют создать испытательный полигон в полярных широтах, где будут изучать продукты, например, для длительных космических полетов, в частности – на Марс. Участниками проекта станут правительство Республики Саха (Якутия), ФИЦ ЯНЦ СО РАН, администрации Белгородской и Тамбовской областей и Федеральный научный центр им. И.В. Мичурина в городе Мичуринске.
Михаил Лебедев напомнил, что поиск оптимальных режимов жизнеобеспечения в условиях Севера всегда был одним из важнейших направлений научного поиска в Якутском научном центре.
«Дело в том, что именно для нашего климата с его крайне резкими перепадами, местами от -70˚С зимой до + 50 ˚С летом, проблема сбалансированного рациона крайне важна и с научной, и с практической точек зрения. С другой стороны, такая природная среда является готовым полигоном для испытания любой продукции, предназначенной для использования в экстремальных условиях».
Якутия по суровости климата имеет много общего с Луной и Марсом. И ученые уже пригласили Илона Маска приехать и лично убедиться, что условия региона отлично подходят для создания испытательного полигона в рамках марсианской программы.
Напомним, в апреле 2018 года президент России Владимир Путин подтвердил планы по реализации Лунной программы до 2030 года. Так, уже заканчивается работа над созданием корабля «Федерация» и началась работа по сверхтяжелой ракете, которая должна быть использована для работы по Луне. «Так что здесь сомнений нет: будем активно работать, будем эту программу осуществлять, – сказал глава государства. – Сначала станция на лунной орбите, а потом уже – модули на самой Луне».
Испытания сверхтяжелой ракеты начнутся через 10 лет. На космодроме «Восточный» потребуется стартовый комплекс. Причем работа по созданию ракеты и площадки для ее запуска будет вестись так, чтобы и пусковой комплекс, и ракета появились одновременно.
«Там две программы – мы, надеюсь, будем принимать участие, с партнерами подписаны соответствующие соглашения. Слава Богу, эта сфера деятельности не затрагивает проблемные сферы политики, поэтому, надеюсь, все будет развиваться, – уверен Владимир Путин. – Мы не собираемся ничего здесь ломать, выходить из этих программ, мы намерены закончить. У нас там ведь партнеры и по Луне, и, потом, по изучению Марса, там Соединенные Штаты, Канада, Япония, Евросоюз».