Найти тему
Old school dude

Лучшее в музыке. Магия двойных рок-альбомов. Часть 2

Оглавление
Изображение взято с pbs.twimg.com
Изображение взято с pbs.twimg.com

Понятие двойной альбом принадлежит эпохе винила. А время виниловых дисков — золотое время в рок-музыке, когда четыре стороны пластинок действительно могли предложить различные взгляды на музыкальный мир, со своими собственными началами и окончаниями, своим концептом. И даже дать немного передышки для ваших ушей, пока вы переворачиваете пластинку.

Они уже имели меньше смысла в эпоху CD, когда время звучания на одном диске растянулось до 75 минут, и обычные альбомы стали переполнены разнородным материалом. И они утратили всякий смысл в наше цифровое время с неограниченным объемом загрузки носителей информации. Поэтому, большинство подлинных двойных шедевров относится к ушедшей эпохе.

С 1-й Частью можно ознакомиться здесь:

Согласитесь, довольно неблагодарное занятие — сравнивать одинарные альбомы и двойные. Понято, что раз в двойных в два раза больше материала, то и качественных, запоминающихся треков должно быть больше. Речь идет об оригинальных студийных альбомах, а не о сборниках или концертных записях. Теоретически, это должны быть грандиозные, захватывающие звуковые повествования, настоящие праздники восхищения.

На практике же двойники слишком часто оказываются актами творческого высокомерия, разоблачающими ограниченные способности художника, их эгоистическую неспособность понять, что не каждая отдельная нота, которую они играют, заслуживает быть услышанной. В дискографиях двойной альбом обычно появляется в самый разгар коммерческого и творческого успеха музыканта, в момент их карьеры, когда окружающие теряют способность говорить "нет". Чего не хватает большинству двойных альбомов? Редактора.

Существует слишком много раздутых двойных альбомов, которые вполне могли бы уложиться в одинарный с отличным содержание. К счастью, создано достаточно творений истинных демиургов от музыки, чьи произведения в виде двойного лонг-плея действительно поражают и восхищают, а в двойном исполнении воспринимаются законченно, целостно и органично.

Расчетверение личности The Who

Альбом "Quadrophenia", вышедший 19 октября 1973 года, безусловно один из такого списка. Гитарист The Who Пит Таунсенд целенаправленно создавал еще одну "рок-оперу", основываясь на своем жизненном юношеском опыте, а также на духовных исканиях, которые привели его к учению гуру Мехера Бабы. Сюжет разворачивается в Лондоне и Брайтоне в течении двух дней 1965 года и рассказывает о молодом моде по имени Джимми Картер и его поисках себя в этом мире. В Джимми как бы уживаются четыре разные личности, между которыми ему приходится разрываться, и все они борются за лучшее в растерянной душе Джимми. Характерные черты этих личностей отражали особенности каждого из четырех музыкантов The Who.

В музыкальном отношении альбом получился наиболее близким к прогрессивному року из всего творчества The Who: Таунсенд вовсю использовал полифонию, многоканальные синтезаторы и звуковые эффекты, а басист Джон Энтвистл применял многократное наложение духовых интструментов. Все музыканты во время работы над рок-оперой полностью использовали свой недюжинный потенциал, что позволило на выходе создать действительно выдающееся произведение. Таунсенд считает "Quadrophenia" последним великим альбомом, записанным группой.

На мой взгляд, "Quadrophenia" — не только лучший альбом The Who – гораздо сильнее "Tommy" – но и абсолютно лучшая запись, сделанная в жанре "рок-опера". Более подробно об альбоме я писал здесь:

"Quadrophenia" была положительно воспринята как в Великобритании, так и в США. В Великобритании альбом достиг в чартах № 2, и в США также занял 2-е место в "Billboard 200", что оказалось самой высокой позицией среди всех альбомов The Who.

В 2007 году портал "IGN.com" поместил "Quadrophenia" под номером 1 в свой список величайших классических рок-альбомов.

Сказки топографических океанов от Yes

Двойной студийный альбом "Tales From Topographic Oceans" был естественным этапом на пути развития группы Yes. Выпущенный в Великобритании 14 декабря 1973 года, он стал наиболее амбициозной и противоречивой работой группы. Концепция альбома основана на священных шастрических текстах, описание которых было найдено Джоном Андерсоном в виде одного из примечаний к книге Парамаханса Йогананды "Автобиография йога".

Альбом записывался классическим золотым составом Yes, только барабанщик Алан Уайт заменил Билла Бруфорда, ушедшего из группы годом ранее. Ребятам потребовалось пять месяцев для аранжировки, репетиций и записи альбома. Каждая сторона диска содержала в себе по одной 20-минутной композиции, что в принципе уже стало привычным форматом группы. Однако, по мнению некоторых музыкальных критиков, "музыкантам изменило чувство меры, вследствие чего их работа стала слишком претенциозной и напыщенной."

Вокалист Джон Андерсон заявлял впоследствии, что, возможно, проблема была в том, что высокие идеи не были подкреплены соответствующей энергетикой. Своё недовольство большей частью материала выражал и клавишник Рик Уэйкман. Тем не менее, несмотря на все свои недостатки, "Tales From Topographic Oceans" до сих пор признаётся многочисленными слушателями одним из шедевров прогрессивного рока, который обязан услышать каждый любитель музыки.

Альбом стал первым лонг плеем в Великобритании, который стал золотым прежде, чем попал на прилавки, только за счет предварительных заказов. А в США достиг номер 6 в чартах альбомов "Billboard 200".

Заклание агнца на Бродвее GENESIS

Мимо этой работы пройти невозможно. "The Lamb Lies Down on Broadway" — двойной концептуальный альбом британской прог-рок-группы "Genesis", записанный и выпущенный 18 ноября 1974 года. Это шестой студийный альбом — последний, записанный с участием основного вокалиста Питера Гэбриела перед его уходом в 1975 году. Музыканты давно хотели сделать концептуальную пластинку, и выбор стоял между "Маленьким принцем" по Сент-Экзюпери и историей про Раэля, задуманной Гэбриелом.

Победил пуэрториканец Раэль, уличный парень из Нью-Йорка, поскольку Питер хотел, чтобы группа занялась не фантазиями, а реальностью. Раэль отправляется в насыщенное экзистенциальным сюрреализмом путешествие и попадает на городское "дно", где сталкивается со всевозможным соблазнам и искушениям. Музыку писали все — и надо признать, что на первой пластинке материал посильнее, чем на второй — лирика же стала триумфом поэтического дара Питера. Он решил написать все стихи один, чтобы полностью вжиться в образы и ситуации. История Раэля, пуэрториканца из Нью-Йорка, оказалась полной различных метафор и аллюзий, невероятно сложных даже для начитанных и высокообразованных слушателей.

С музыкальной точки зрения альбом показал усиление влияния клавишной линии Тони Бэнкса и существенное сокращение солирующих партий Стива Хэккетта. Но в независимости от этого гением вокальных оттенков остается Питер Гэбриэл. Также прекрасно выглядят как всегда бас Майка Резерфорда и ударные Фила Коллинза. Помимо заглавной композиции стоит отметить такие чудесные треки, как "Fly on a Windshield", "Broadway Melody of 1974", "Anyway", "In the Cage" и "Hairless heart". Тем не менее, и в целом впечатление от альбома остается как от чего-то значимого и грандиозного. Более подробно об альбоме можно прочесть здесь:

Альбом занял 37-ю позицию в рейтинге "100 лучших рок-альбомов всех времён" по версии журнала "Classic Rock" и 11-е место в списке "25 лучших классических альбомов прогрессивного рока" по версии "PopMatters".

Физические Граффити Led Zeppelin

Говоря о двойных альбомах, невозможно обойти вниманием "Physical Graffiti" — шестой студийный альбом британской рок-группы Led Zeppelin, выпущенный 24 февраля 1975 года на собственном лейбле "Swan Song" (первым релизом на нем). Он по праву считается самым выдающимся произведением группы за всю её историю. Это своего рода ретроспектива, "Белый альбом" Led Zeppelin, который был записан в момент их творческого пика при штурме целого сонма грандиозных идей.

И это еще один лучший альбом группы, даже если он не обладает целостностью прошлых работ. Почему лучший? Два предыдущих диска были удивительными, но на каждом из них умещалось всего восемь песен, тогда как "Physical Graffiti" дарит нам сразу 15. Когда разговор заходит о песнях того периода, все решает количество — простая математика. Здесь как раз тот случай, и поэтому он в два раза лучше.

Альбом показал во всем великолепии зрелую группу, способную одинаково интересно исполнять хард-рок ("The Rover", "The Wanton Song", "Sick Again". "Houses of the Holy"), оркестровый рок с элементами этнической музыки ("Kashmir"), драйвовый фанк ("Trampled Under Foot"), акустический рок-н-ролл ("Boogie With Stu", "Black Country Woman"), любовные баллады ("Ten Years Gone"), кантри ("Down by the Seaside") и акустические инструментальные пьесы ("Bron-Yr-Aur").

Фантастически слушается ни на что не похожая 11-минутная брутальная конструкция на основе тяжелого блюза "In My Time Of Dying", где Пэйдж блеснул игрой на слайд-гитаре. Потрясающей красоты "медитативный" орган Джона Пола Джонса оживил 8-минутную "In The Light", которая стала такой же классической песней Led Zeppelin, что и "Stairway To Heaven".

Изначально никто не планировал записать двойник, но когда группа записала основной материал продолжительностью 52 минуты, то оказалось, что его слишком много для одной пластинки, но маловато для двойного альбома. Посему было принято решение покопаться в студийном архиве в поисках песен, не вошедших в их предыдущее альбомы. Идея себя оправдала, и семь треков вкупе с уже записанными и составил двойной "Physical Graffiti".

Роберт Плант считает, что этот альбом — самый творческий и наиболее выразительный из всех записанных Led Zeppelin. Он назвал его своим самым любимым альбомом из всего их наследия. Джимми Пейдж тоже назвал "Physical Graffiti" наивысшим достижением группы.

Сразу же после выхода он возглавил чарты в Великобритании и США. В 2002 году альбом занял 5-ю позицию в рейтинге "100 лучших рок-альбомов всех времён" по версии журнала "Classic Rock".

Окончание здесь:

Подписывайтесь на канал, будет еще много чего интересного