Очень часто ранее записанные двойные альбомы служили другим музыкантам маяком, указывающим цель, к которой нужно стремиться. Как позже отмечали сами музыканты, они порой лишь на последних этапах записи имели смелость признаться себе и окружающим, что их амбиции простираются до достижения этого творческого "Эвереста". Или же внезапный порыв вдохновения приводил вдруг к созданию большого объема музыкального материала.
Предыдущий материал находится здесь:
Иногда случалось, что песни просто писались, что называется "в стол", а потом вдруг доставались при удобном случае и реализовывались на двойном альбоме. Так или иначе, мы должны быть благодарны провидению, приведшему к такому результату.
"Нежданчик" от Electric Light Orchestra
В октябре 1977 года вышел двойной "Out of the Blue" — седьмой студийный альбом британской группы "Electric Light Orchestra", ставший одним из самых коммерчески успешных релизов. В названии альбома зашит устоявшийся фразеологический оборот в английском языке, который можно перевести как "Нежданно-негаданно" или "Как гром среди ясного неба". Джефф Линн сочинил содержимое альбома за три с половиной недели в результате творческого порыва, уединившись в швейцарских Альпах. На запись в Мюнхене ушло еще два месяца. Как вспоминал Линн :
"Потребовалось всего три месяца, чтобы создать двойной альбом в 1977 году, теперь на это уходят годы. "Out of the Blue" был, возможно, самой трудной моей работой, но и самой удовлетворяющей. Это было время сплошной музыки для меня, песни так и шли одна за другой. Сплошная музыка, ну и возможно пивные сады Мюнхена (как способ развлечения)."
Альбом оказался дерзко амбициозным проектом галактического размаха, в котором смешивался космический арт-рок, поп в стиле The Beatles и гладкие оркестровые аранжировки. Несмотря на свою длительность, он не содержит много проходного материала. "Out Of The Blue" начинается с трех мелодий, считающихся одними из лучших в творчестве группы ELO.
Это — легкомысленная "Turn То Stone" и "Sweet Talkin' Woman", которые служат форзацами для тщательно сделанного трека "It's Over", представляющего собой прообраз того, что Линн позже воплотит в жизнь вместе с Джорджем Харрисоном. И большая часть остального материала тоже очень интересна: и обрамленная многочисленными наложениями симфо-роковая "Night in the City", и чисто роковая "Jungle", и космическая "Believe Me Now".
Третья сторона оригинального двойного альбома содержит так называемый "Концерт для дождливого дня" — симфоническое произведение длиной в целую сторону, состоящее из четырёх отдельных композиций и включающее звуковые эффекты, записанные дождливым летом 1977 года в Мюнхене. "Концерт" ("Standin' in the Rain", "Big Wheels", "Summer and Lightning" и "Mr. Blue Sky", ставшая одной из самых известных и узнаваемых композиций группы) станет последним увлечением Линна симфо-роком. Вдохновение Линна, почерпнутое в творчестве Чака Берри и Бетховена, выдало как итог этого сплава "Birmingham Blues" . И наконец, хит "Wild West Него", дополненный припевом в стиле Маккартни, триумфально венчает двойник.
Альбом имел 4 миллиона экземпляров предварительного заказа и быстро достиг мультиплатинового статуса после выхода. Он не вылезал из американского "Billboard " на протяжении 58 недель, а из британских чартов — 113 недель! — и там, и там поднимаясь до 4-го места. "Out of the Blue" был объявлен "Альбомом года" в 1978 году. Он входит в список "1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь". Сам Джефф Линн считает его, наряду с "A New World Record" наивысшими достижениями Electric Light Orchestra.
"Стена" Pink Floyd
В сонме двойных шедевров хватает тех, что "На все времена". И свое заслуженное место в этом списке занимает самый известный и амбициозный двойник Pink Floyd "The Wall", вышедший 30 ноября 1979 года. Это предпоследний релиз группы, записанный в классическом составе: Дэвид Гилмор (гитара), Роджер Уотерс (бас), Ник Мейсон (ударные) и Ричард Райт (клавишные). По своей структуре это скорее рок-опера, но в ней нет выраженного повествования от лица героев, кроме композиции "The Trial". Центральная тема — место человека в современном обществе. "Стена" — это символ преграды между людьми, которую по задумке автора они должны разрушить.
Весь материал, кроме небольших фрагментов, в отличие от предыдущих работ написан Роджером Уотерсом. Сюжет повествует о рок-музыканте Пинке (главный герой сочетает в себе черты самого Роджера, а также первого лидера группы — Сида Барретта). На протяжении 26 композиций перед слушателем рисуется картина ужасного одиночества главного героя. Мы видим всё с его рождения и вплоть до символической концовки истории. Душевный упадок Пинка начинается с потери отца, который погибает во время Второй мировой войны, усугубляется травлей со стороны школьных учителей и чрезмерной опекой деспотичной матери, а затем крахом его брака; все это приводит его к добровольному отчуждению от общества.
"Стена" — символ этого отчуждения, и, находясь под защитой воображаемой Стены, Пинк достигает вершины внутреннего кризиса: из-за галлюцинаций он начинает считать себя фашистским диктатором, выступающим на концертах, подобных неонацистским митингам, где делит людей на "правильных и неправильных". Он медленно сходит с ума и хочет лишь одного — чтобы всё закончилось. Однако, вновь обретая человеческие эмоции, главный герой тяготится чувством вины и во время видений сам проводит над собой судебный процесс, на котором внутренний судья приказывает ему "разрушить стену" и тем самым обрести гармонию с внешним миром. И Пинк с диким криком разрушает им же построенную Стену.
Композиции в большинстве своем коротки, но каждая несёт в себе и музыкальное зерно, в каждой есть своя мелодия и кусочек настроения всего альбома. Пусть даже здесь куда меньше места для прежнего классического Pink Floyd начала 70-х годов, но всё равно группа на то и гениальная, что им удаётся совместить прежний размах и шикарность музыки и новую жёсткую концептуальную составляющую.
Конечно, у всех на слуху был забойный "Another Brick in the Wall", но в том то вся и прелесть альбома, что в нем совершенно нет проходных композиций, здесь даже полутораминутные опусы чудо как хороши (например, "Goodbye Cruel World" или "Vera"). Особо отмечу совместное творения Роджера с Гилмором "Comfortably Numb". Американская радиостанция "Planet Rock" причислила гитарные соло из него к числу величайших соло в истории рок-музыки.
В 1982 году вышел фильм "Стена", снятый на основе сюжета "The Wall" и в сопровождении музыки из этого альбома. Режиссёром ленты стал Алан Паркер, а сценарий написал Роджер Уотерс. В фильме была использована мультипликация Скарфа, также были задействованы профессиональные актёры. Главную роль исполнил известный музыкант Боб Гелдоф.
"The Wall" является одним из самых коммерчески успешных альбомов 1980 года, заняв верхнюю строчку нескольких чартов, в том числе "Billboard 200", продержавшись в пятерке лучших хит-парада "Billboard’s Top Five" в течение 6 месяцев, при этом возглавляя его 15 недель. Два десятилетия спустя, по словам Роджера Уотерса, "он все еще продается по четыре миллиона в год". К 1999 году в США было продано свыше 23 миллионов копий, благодаря чему альбом вошёл в тройку самых продаваемых альбомов в США. Журнал "Rolling Stone" поместил эту запись на 87-е место в своём списке "500 величайших альбомов всех времён".
"Вызывает Лондон" The Clash
Самая интересная британская панк-группа The Clash 14 декабря 1979 выпустила свой третий студийный альбом — легендарный двойной "London Calling", один из самых почитаемых музыкальных альбомов в истории. Незадолго до этого группа лишилась менеджера и своей первой студии в лондонском районе Кэмден. Звукозаписывающая компания потеряла к ней интерес, а авторы песен Страммер и Джонс испытывали затянувшийся творческий кризис. Но после турне по США в 1979 году с такими легендами рок-н-ролла, как Бо Дидли, Sam & Dave и Ли Дорси, у музыкантов открылось второе дыхание.
Способствовал этому и переезд их репетиционной базы в лондонский район Пимлико. Под впечатлением услышанной за границей музыки члены группы с головой ушли в работу — по 10 часов в день, 7 дней в неделю — и так 3 месяца. В свои песни они успешно включили элементы регги, рокабилли, ска, фанка, соула и лаунж-джаза, проложив тем самым мост между традиционным звучанием панк-рока и новой эстетикой пост-панка. Поэтому неудивительно, что "London Calling" стал вдохновением не только для групп, играющих гитарный рок.
В текстах затрагиваются социальные проблемы общества, такие как безработица, конфликты на национальной почве, употребление наркотиков, а также проблемы несовершеннолетних. Помимо этого присутствуют такие острые темы, как ядерная катастрофа, защита окружающей среды и жестокость полиции.
Двойник получил после выхода восторженные отзывы, его называли "большой, громкой и прекрасной коллекцией боли, гнева, беспокойных мыслей и, конечно, превыше всего — надежды". Критика писала, что он является "одним из лучших рок-альбомов, которые когда-либо были записаны" . По итогам 1980 года альбом возглавил список лучших альбомов пула американских критиков "Pazz & Jop" издания "Village Voice". В общей сложности по всему миру было продано более 5 млн. экземпляров альбома. В США он получил статус "платинового", в Великобритании — "золотого". Таким образом, альбом стал не только самым успешным в дискографии "The Clash", но и одним из наиболее успешных альбомов за всю историю рок-музыки.
В 2009 году он был отмечен, как один из альбомов, оказавших наибольшее влияние на мировую культуру, и в настоящее время занимает 8-ю позицию в списке "500 величайших альбомов всех времён" по версии журнала "Rolling Stone". В 2007 году "London Calling" был внесён в Зал славы "Грэмми", за его культурное и историческое значение.
"Меланхолия и бесконечная печаль" The Smashing Pumpkins
Вдохновляясь "White Album" The Beatle и концептуальным "The Wall" Pink Floyd, Билли Корган, лидер американской альтернативной рок-группы The Smashing Pumpkins еще в 1993 году начал сочинять песни для следующей пластинки, которая должна была стать двойной. Корган чувствовал, что в музыкальном плане после двух альбомов группа начала исчерпываться, и хотел, чтобы музыканты подошли к новому альбому, как к последнему в их совместной истории.
В результате на свет 23 октября 1995 года появился "Mellon Collie and the Infinite Sadness" — контрастный альбом: его стиль меняется от одной песни к другой, как противоположность между светом и тенью, на что намекают названия входящих в него дисков. Тексты песен — одухотворённые и агрессивные — отражают двойственность внутреннего мира Коргана. Фронтмен передаёт свои чувства меланхолии и разочарования через лирику, наполненную фантазиями, метафорами и яростью, затрагивая темы любви, мира, ностальгии, гнева и ненависти. Таким образом, стилистически все песни альбома можно разделить на четыре вида — мечтательные, агрессивные, мрачные и психоделические.
Песни этого альбома объединяет общая концепция, их тематика вращается вокруг жизненного цикла, символизма и смерти. Во время записи музыканты использовали гораздо более широкий спектр музыкальных инструментов, чем обычно, в том числе фортепиано в "Mellon Collie and the Infinite Sadness", синтезаторы и лупы ударных в "1979", оркестровые записи в "Tonight, Tonight", и даже солонки и ножницы в "Cupid de Locke".
В музыкальной палитре мелодий угадывается влияние таких групп, как The Cure, The Pixies, Black Sabbath и Pink Floyd. Неординарный стиль пластинки обуславливает наличие в ней элементов разных музыкальных жанров: рока, хэви-метала, гранжа, новой волны, электронной, классической и поп-музыки, дрим-попа, психоделического рока, прогрессивного рока. Второй диск альбома, "Twilight to Starlight", отличается от первого "Dawn to Dusk" более экспериментальной музыкальной структурой. Выделяется композиция "1979" в стиле нью-вейв 80-х годов.
Альбом получил тёплые отзывы критиков. Его назвали "самой амбициозной и крепкой работой группы" ; отмечали, "что он единолично изменил облик альтернативного рока. Более того, это не просто музыка — это произведение искусства". Влиятельный рецензент Джим Дерогатис описал его как "одну из редких эпических записей рока, чей размер оправдывается качеством", и "что если в звуковом отношении "Mellon Collie and the Infinite Sadness", возможно, не уступит "The Wall", стихи Коргана в этом сравнении проигрывают".
"Rolling Stone" поставил альбому три звезды из пяти. Телеканал "VH1" подсчитал коммерческий результат альбома — 6- место в списке "10 самых продаваемых двойных альбомов". Помимо этого, он занял 16-е место в списке журнала NME "30 двойных альбомов обязательных к прослушиванию", а также 4-ю позицию в рейтинге газеты Newsweek "15 величайших двойных альбомов за последние 30 лет" и 4-е место в списке "10 величайших двойных альбомов за последние 20 лет" журнала "Paste".
Тройной Джордж Харрисон. "Все пройдет"
В эссе о двойных альбомах как то выпал и более грандиозный формат — тройные и даже четверные альбомы. Правда, последние — это уже компиляция в чистом виде, оригинальных среди них не отыщешь. А вот оригинальные тройные встречаются. Самый известный — это альбом Джорджа Харрисона "All Things Must Pass", вышедший в 1970 году после распада The Beatles. Первый в истории тройной альбом соло-музыканта.
На первых двух пластинках оригинального издания записаны студийные композиции; на третьей, озаглавленной "Apple Jam", представлены сессионные записи Харрисона с друзьями-музыкантами. Тройным его сделала ситуация, сложившаяся в группе The Beatles к моменту распада. Дело в том, что Джон Леннон и Пол Маккартни не пропускали более 2-3 песен Харрисона в альбомы группы, и лишь такие шедевры как "Here Comes the Sun", "Something", "For You Blue", "I, Me, Mine" пробили себе дорогу на последние пластинки. Хотя у самого музыканта в это время был явный творческий всплеск, приведший к тому, что скопилось масса нереализованного материала.
Неудовлетворенные амбиции Харрисона вылились в итоге в его решение не показывать песни коллегам по группе и Джорджу Мартину, а собрать свой собственный состав для записи полноценного сольного альбома. После официального распада The Beatles Харрисон смог наконец выпустить весь наработанный, но неиспользованный материал на собственном альбоме, содержавшем 23 композиции.
В записи Джорджу помогали Ринго Старр, Джим Гордон из "Derek and the Dominos", Алан Уайт в будущем участник "Yes", Клаус Форманн, Карл Рэдл, Билли Престон, Гэри Брукера из "Procol Harum", Эрик Клэптон и другие. Харрисон также убедил Фила Спектора, работавшего с "The Beatles" на записи "Let It Be", стать его сопродюсером. Более подробно об этом опусе можно прочесть здесь:
Работа над альбомом была завершена к ноябрю 1970 года. Восторженно принятый поклонниками и критиками "All Things Must Pass" был сертифицирован Американской ассоциацией звукозаписывающих компаний как 6-кратный "платиновый", что делает его самым успешно продаваемым сольным альбомом из всех, выпущенных бывшими участниками The Beatles. Альбом опять попал в хит-парады вскоре после смерти Харрисона. В общей сложности только в США было продано более 6 млн. копий "All Things Must Pass".
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!
➤Другие статьи подобного рода: