О том, что сотрясения земной коры, случившиеся на Кавказе, были вызваны искусственным путем, находилось на слуху уже с давних пор. С этим часто упоминали одну лабораторию, находившуюся в абхазском поселке Нижние Эшеры, откуда и идут невидимые следы…
А ведь это, действительно, правда. Вернее, это – Калдахварский глубинный разлом, начинающийся от Сухуми и проходящий, параллельно через весь Кавказ. Подвижки земной коры и эпицентры землетрясений приурочены именно к нему. Поэтому именно здесь и была построена во времена СССР сейсмическая лаборатория.
Об этом объекте впервые заговорили, когда случился абхазо-грузинский конфликт. Этот объект охраняли наши десантники, которые участия в боевых действиях не принимали. Но проходящие обстрелы абхазов задевали и лабораторию. Как только снаряды падали на ее территории в воздух сразу же поднимались самолеты и уничтожали грузинские батареи. Вопрос о сейсмической лаборатории постоянно поднимался на переговорах, предъявлялись требования о выводе наших миротворческих сил. Но то, что наших ребят не выводили, говорил о серьезной важности объекта.
Тогда-то и появились слухи о тектоническом оружии. Разъяснения военных, что такого оружия не может быть в принципе, только подогрели интерес. К примеру, государства Латинской Америки даже предъявляли претензии американцам, обнаруживая совпадения землетрясений с подземными ядерными взрывами в Неваде. Такие же претензии получал и Советский Союз от Ирана.
Прослеживалась связь землетрясений, вызванных техногенными причинами. Как, к примеру, это совпало с землетрясениями в Узбекистане, когда проводились ядерные испытания в Семипалатинске: вызвавшая обрушения в гигантских пустотах ударная волна, которые возникли при добыче газа. В чем и заключалось действие такого оружия. В определенном месте взрывается ядерный заряд, и ударные волны под землей достигают своей цели.
Исследования, впрочем, показали, что это совершенно бесперспективно, нельзя сделать волну строго направленной. Тогда была изменена задача: подземному ядерному взрыву отводилась роль «спускового крючка» для природного землетрясения. Но здесь стала необходимость точного предсказания.
Встали проблемы определения точных и долгосрочных прогнозов, дистанционного воздействия на очаг землетрясения. В реализации этого проекта и были задействованы 22 научные и производственные организации бывшего Союза, в том числе и бывшая лаборатория в Нижних Эшерах.
Существует или нет такое оружие? Некоторые говорят, что исследования в этой области проводятся и сейчас. Только необходимо точно научиться ставить прогнозы, когда и где буду толчки. А этого пока никто не умеет.
А сам объект, вызвавший столько толков, пребывает сейчас в состоянии консервации.