Найти в Дзене

Палех: иконопись, из которой выросла знаменитая лаковая миниатюра

В Палехе мы побывали еще в мае - сделали небольшую остановку, возвращаясь из Нижегородской поездки. Это известное промысловое село, которое уже более ста лет славится своей художественной росписью - сначала иконами, а в советское время - лаковой миниатюрой. Но промыслы традиционно в этот раз нас не очень интересовали (вернее, у нас не осталось на них времени). Палех в целом оказался весьма колоритным поселением, где сохранились старые деревянные дома (среди них много домов художников, в некоторых из которых сейчас работают музеи). Также здесь любопытный деревянный дом культуры в неоклассическом стиле. Но самое интересное в Палехе – это церкви. Одна - Ильи Пророка (1790 г) - стоит в глубине села на некотором отдалении от дороги. Другая - Крестовоздвиженский собор (1774 г) - красиво возвышается в самом центре и внутри содержит росписи палехских художников и стилизованный под барокко иконостас нач. ХХ в с иконами палехской школы. Церковь оказалась открыта (сюда как раз пришла какая-то группа ряженых - то ли казаков, то ли еще кого), но толком что-то рассмотреть нам здесь не удалось – крайне недружелюбная монахиня сказала, что вообще храм закрыт. Мне лишь удалось быстро сфотографировать иконостас – и на том спасибо. Но росписи мы не успели рассмотреть - а их выполнили в 1807 г палехские мастера под руководством москвичей братьев Сапожниковых. Надеюсь, удастся еще когда-нибудь увидеть их как следует*. Как и многочисленный палехские музеи и художественную галерею, где собрана впечатляющая коллекция икон и предметов быта местной работы.

Крестовоздвиженский собор (1774 г) - нечто среднее между барокко и русским узорочьем.
Крестовоздвиженский собор (1774 г) - нечто среднее между барокко и русским узорочьем.
На восточной стене из кирпича выложена надпись: "Сей храм Воздвижения Честного креста Господня,  мастер Егор Дубов".
На восточной стене из кирпича выложена надпись: "Сей храм Воздвижения Честного креста Господня,  мастер Егор Дубов".
Собор с другого ракурса.
Собор с другого ракурса.
Иконостас  относится к 1904-1907 гг и выполнен самарской мастерской братьев  Белоусовых. Росписи здесь едва видны, а жаль - ведь специалисты их  хвалят...
Иконостас относится к 1904-1907 гг и выполнен самарской мастерской братьев Белоусовых. Росписи здесь едва видны, а жаль - ведь специалисты их хвалят...

Далее идут фотографии июля 2019 года, когда удалось не только попасть внутрь собора и все подробно рассмотреть, но и послушать небольшую экскурсию, и немного пофотографировать.

Он  стилизован под барокко, иконы написаны в палехской манере в нач. ХХ в,  есть несколько более старых икон. Очень по-барочному сделаны царские  врата.
Он стилизован под барокко, иконы написаны в палехской манере в нач. ХХ в, есть несколько более старых икон. Очень по-барочному сделаны царские врата.
Иконостас нач. ХХ в в правом приделе.
Иконостас нач. ХХ в в правом приделе.
В одном из пределов сохранились царские врата XVI (!) века.
В одном из пределов сохранились царские врата XVI (!) века.
Росписи свода также напоминают палехскую школу.
Росписи свода также напоминают палехскую школу.
Троица новозаветная в свое поближе.
Троица новозаветная в свое поближе.
А вокруг - сцены сотворения мира.
А вокруг - сцены сотворения мира.
Вид с верхней галереи на интерьер собора и его спиральную лестницу  XIX в.
Вид с верхней галереи на интерьер собора и его спиральную лестницу  XIX в.
Росписи свода галереи.
Росписи свода галереи.
Сохранились также паникадило, старые киоты и чугунные полы.
Сохранились также паникадило, старые киоты и чугунные полы.
Сюжеты из жития Иисуса и мученичества святых - это тоже палехская манера живописи.
Сюжеты из жития Иисуса и мученичества святых - это тоже палехская манера живописи.
Еще какая-то ветхозаветная сцена из росписей собора.
Еще какая-то ветхозаветная сцена из росписей собора.
Несение креста.
Несение креста.
Сцена из деяний Христа.
Сцена из деяний Христа.
Иаков и сыновья.
Иаков и сыновья.
Типичный палехский старый домик с красивыми наличниками на ул. Ленина.
Типичный палехский старый домик с красивыми наличниками на ул. Ленина.
Еще один типичный дом и его богатые наличники.
Еще один типичный дом и его богатые наличники.
Красивых наличников в Палехе вообще много.
Красивых наличников в Палехе вообще много.
Причем, застройка здесь не однообразна.
Причем, застройка здесь не однообразна.
И наличники тоже везде разные, но всегда сложные.
И наличники тоже везде разные, но всегда сложные.
На  некоторых домах есть памятные доски. Дом художника Софонова -  руководителя одной из крупнейших художественных мастерских - где он  проживал в 1864-1910 гг.
На некоторых домах есть памятные доски. Дом художника Софонова - руководителя одной из крупнейших художественных мастерских - где он проживал в 1864-1910 гг.
А  это дом-музей художника И.И. Голикова - основателя советской школы  палехского искусства (по-видимому, это он переориентировал палехский  промысел с икон на известные многим лаковые шкатулки со сказочными  сюжетами).
А это дом-музей художника И.И. Голикова - основателя советской школы палехского искусства (по-видимому, это он переориентировал палехский промысел с икон на известные многим лаковые шкатулки со сказочными сюжетами).
А похоронен Н.М Софонов рядом с церковью Ильи Пророка (1790 г).
А похоронен Н.М Софонов рядом с церковью Ильи Пророка (1790 г).
Вот сама Ильинская церковь (1790 г) - довольно архаичная для своего времени.
Вот сама Ильинская церковь (1790 г) - довольно архаичная для своего времени.
Есть в Палехе интересные деревянные памятники ХХ в - районный дом культуры 1954 г.
Есть в Палехе интересные деревянные памятники ХХ в - районный дом культуры 1954 г.
Круглое окно на фронтоне.
Круглое окно на фронтоне.
Красивые деревянные кронштейны и капители колонн. Балкон и наличники тоже красивы.
Красивые деревянные кронштейны и капители колонн. Балкон и наличники тоже красивы.
Фасад палехского Дома культуры - интересного деревянного памятника 1954 года постройки.
Фасад палехского Дома культуры - интересного деревянного памятника 1954 года постройки.

Неподалеку от Палеха в селе Красное сохранилась огромная Знаменская церковь (1804 г), которую мы случайно увидели издалека и решили подъехать поближе. Архитектурно это классицизм с разными любопытными деталями – ротондами, портиками, рустом и т.д. – выглядит это немного наивно, но по-своему интересно. Плюс традиционная шатровая колокольня с классицистическими сандриками.
На пути в Москву сделали небольшую остановку в любимом Суздале, о котором, впрочем, я многократно писала в этом журнале.

Знаменская церковь в селе Красное под Палехом (1804 г) построена на средства прихожан и местного помещика П.Н. Бутурлина.
Знаменская церковь в селе Красное под Палехом (1804 г) построена на средства прихожан и местного помещика П.Н. Бутурлина.
Колонные портики - палехский классицизм. Шатровая колокольня с выносным классицистическим крыльцом.
Колонные портики - палехский классицизм. Шатровая колокольня с выносным классицистическим крыльцом.
Знаменская церковь в хорошую погоду (фото июля 2019 г).
Знаменская церковь в хорошую погоду (фото июля 2019 г).
Молитва над входом сохранилась с XIX в.
Молитва над входом сохранилась с XIX в.
И  немножко панорам из Суздаля, где мы не смогли не остановиться по пути  из Палеха в Москву. Покровский монастырь, основные постройки которого  относятся к XVI в.
И немножко панорам из Суздаля, где мы не смогли не остановиться по пути из Палеха в Москву. Покровский монастырь, основные постройки которого относятся к XVI в.
Спасо-Ефимиев монастырь основан аж в XIV в, стены и башни относятся к кон. XVII в.
Спасо-Ефимиев монастырь основан аж в XIV в, стены и башни относятся к кон. XVII в.
Храмовый комплекс церквей Лазаря Четверодневного (справа, 1667 г) и Антипы Пергамского (слева, 1745 г).
Храмовый комплекс церквей Лазаря Четверодневного (справа, 1667 г) и Антипы Пергамского (слева, 1745 г).