Дед Мороз. Сколько же загадок кроется в его происхождении. Все прекрасно знают, что это не Санта Клаус. Но никто не может толком объяснить чем именно они отличаются. Они дарят подарки, изображаются как правило в красной одежде, добры, приходят на праздник. Более
того, когда-то нашему народу уже пытались привить западного аналога, но его образ просто не прижился в России. В чем же причина? Начнем с того, что Дед Мороз и его сегодняшние интерпретации не имеет ни одного конкретного аналога. Но если мы рассчитываем понять из каких же деталей собрался наш сегодняшний дедушка, нужно глянуть в прошлое и поделить эпохи истории на языческую Русь и христианскую
по старому образцу, Российскую империю, СССР и Российскую Федерацию. Ведь каждое из этих поколений что-то привнесло. Пойдем по порядку. Нужно понимать, что три четверти нашей истории прошла в воинах. Причем как правило, нападали на нас. Единственное время, когда славяне могли чувствовать себя более или менее безопасно была зима. Никому в голову не придет нападать на врага в то время, в котором
никто не адаптировался лучше чем он. К тому же считалось, что чем холоднее зима, тем слаще спит матушка земля. И тем лучше урожай будет летом. Мороз даже призывали и приносили ему подарки. Поэтому к богам, что связаны с зимой, наши предки просто не могли относиться с
неприязнью. Одного из этих богов звали Карачун, что имеет несколько имен. В зависимости от места проживания — Студенец, Дед Трескун, Зюзя
и так далее. Его часто ошибочно связывают с Чернобогом, Кощным богом или даже с Велесом. По причине того, что с приходом христианства
власть понимала, что полностью искоренить у народа многовековую веру в богов не получится. Стали всех мешать в две кучи. Одних подстраивали под образ единого бога и святых. Других спаяли с Сатаной и его приспешниками. Так у православных появился Мороз, чтобы от имени прежних богов замораживал людей на смерть, а детей уносил в своем бездонном мешке для съедения. Однако несмотря на это, даже с приходом христианства культ зимы никуда не делся. Люди продолжали колядовать, а главное по-прежнему относиться с уважением к Морозу. И вот в сороковом году 19 века мы знакомимся с Морозко, что одаривает падчерицу которая, разговаривает с ним смиренно, по-доброму и замораживает насмерть не учтивую дочь мачехи. В иной версии вообще оставляет от нее одни лишь косточки. Именно это и положило начало перемен в виде самого Деда Мороза. Он уже не просто злой старик, а строгий и справедливый, щедрый владыка Стуж. Санта Клаус, Святой Николай или Дедушка Николай пробовал приходить на наши зимние праздники несколько раз. С 1870 года не единичные попытки так и не прижились. Как бы парадоксально это ни звучало. Настолько добрый и безвозмездный персонаж не подошел нашему менталитету.
Не так мы представляли дарителей зимы. И вот с 1886 года начал формироваться облик нашего сегодняшнего Деда Мороза. Как правило, он приходил на праздник к дворянским семьям. Только позже крестьяне привили его и у себя. Новый год считался буржуазным праздником и потому после революции торжество по этому поводу было отменено. Но народ продолжал его праздновать с занавешенными окнами. Власть поняла, что детям нужен любимый праздник. И вот в 1935 году Дед Мороз наконец стоит перед нами, добрый и строгий, важный, могучий. По
одному его велению замерзают реки, загораются огни на елке. Чтобы от него что-то получить нужно отрабатывать, весь год себя хорошо, рассказать стишок и потанцевать. Образ его продуман до мелочей, белые волосы и борода. Волосы густые и длинные символизируют мудрость,
благополучие могущество рода и тесную связь с ним. Рубаха и брюки белые, с геометрическим орнаментом символом чистоты. Шуба, единственная подходящая одежда для русских морозов, длинная по щиколотку, красная как символ праздника. Расшита серебряными традиционными орнаментами, символами морозных узоров, отороченная лебединым пухом. Лебедь-птица символ Богини Лады. Шапка расшита серебром и жемчугом оторочка с лебединым пухом. Головной убор с треугольным вырезом на лицевой части, стилизованные рога. Форма шапки полуовал. Варежки трехпалые, символ чистоты и святости всего, что он держал в руках. Пояс красный с орнаментом, что символизирует его преданность и почтение к предкам что с ним связаны. Обувь его сапоги в определенном стиле или же валенки шитые серебром или белого цвета. Белый цвет и серебро — символ Луны и святости, севера, воды и чистоты. Посох издавна считался символом власти у Мороза над холодом и небом. Ну и наконец тот самый бездонный мешок, в котором теперь не детей выносит, а наоборот подарки. С учетом того, как у нас возрождается любовь к нашей стране и культуре, может быть скоро каноничный образ вновь полностью к нам возвратиться.