После смерти Антона Головатого писарь Тимофей Котляревский был назначен императором Павлом I войсковым атаманом Черноморского казачьего войска. Как «темная административная лошадка» превратилась в главного батьку? Каким человеком был Котляревский?
Рядовой запорожец
Дата рождения Тимофея Терентьевича Котляревского и информация о его происхождении неизвестны. Но есть данные, что в 1760 году он поступил на службу в Запорожскую Сечь, где ничем не выделялся среди других рядовых казаков.
После разрушения Сечи он не участвовал в формировании Черноморского войска, а был простым административным служащим. Работал в Самарском земском правлении и при азовском генерал-губернаторе Черткове.
Но когда началась война с турками (1787—1792), Котляревский вступил в Черноморское войско. Он всегда находился в местах военных действий и участвовал в важнейших сражениях – при взятии Очакова, Гаджибея, Аккермана и Бендер, под Килией, при истреблении турецкого флота под Измаилом, в штурме и взятии этой крепости. За это Котляревский получил чин подполковника.
Третий лишний в войске
Последние два года русско-турецкой войны Тимофей Терентьевич служил писарем Черноморского войска. Его избрали на эту должность в 1790 году, после того как был выгнан предыдущий писарь, который вел войсковые дела небрежно и неумело. Так Котляревский стал помощником судьи Головатого и атамана Чепиги и третьим членом войскового правительства, подписавшим «Порядок общей пользы». Этот документ определял порядки внутреннего самоуправления войска.
Талант Котляревского мог бы проявиться ярче в войске, но его затмил своим авторитетом судья Антон Головатый, которому уступал даже кошевой атаман. Кроме того, писарь всегда был как бы третьим лишним в компании Головатого и Чепиги. Казачий историк Федор Щербина отмечает, что складывалось впечатление, будто Котляревский – замкнутый и нелюдимый человек. Его деятельность в войске значительно подавлялась Головатым, который часто сам вместо писаря составлял документы и поручал Котляревскому второстепенные дела.
Проявить себя как личность Тимофей Терентьевич смог только после смерти Головатого и Чепиги, став атаманом Черноморского казачьего войска.
Превращение в Батьку
Когда умерла Екатерина II, на коронацию Павла должен был поехать представитель от черноморского казачества. Кошевой Чепига также скончался, а войсковой судья Головатый, следующий по рангу, был в персидском походе. Поэтому на коронацию императора отправился Котляревский. И, судя по всему, он понравился Павлу.
Пока писарь был в Петербурге, умер изнуренный лихорадками избранный кошевым атаманом Головатый. И 27 июля 1797 года Павел назначил войсковым черноморским атаманом Тимофея Котляревского. Это был первый случай, когда батькой стал человек, не избранный казаками, а назначенный высшим правительством. При этом Павел повелел, чтобы атаманы всегда назначались императором. Поэтому вместо слова «кошевой» стали использовать «войсковой».
Вернувшись на Кубань атаманом, Котляревский столкнулся с недовольством казаков, которым не понравилось, что все решили без их участия. В это время вернулись из персидского похода черноморцы. Котляревский не смог ни сам встретить измученные войска, ни поручить это кому-либо. Казаки начали высказывать претензии и потребовали выдать им обещанное жалованье, но новый батька отказал им в просьбе. Мол, это дела прежнего начальства, а не его.
Черноморцы были недовольны новым атаманом и существовавшими казачьими порядками. Из-за обострившихся отношений Тимофей Терентьевич постыдно бежал из Екатеринодара в Усть-Лабу, а затем искусственно раздул восстание и бунт обездоленных казаков. Федор Щербина назвал это самым тяжелым грехом Котляревского как войскового атамана.
При этом историк отмечает, что после назначения на должность атамана Котляревский превратился из тихого, замкнутого человека в неприступного, высокомерного вельможу.
Открыл глаза на горькую правду
Попав в невыгодное положение в войске, атаман совершил новую ошибку – поехал жаловаться на казаков в Петербург. Там он провел долгое время, хотя участившиеся нападения черкесов на черноморцев требовали личного присутствия атамана на Кубани. Из Петербурга непризнанный батька посылал в войско письма с укорами. Вскоре император произвел его в чины сначала полковника, а затем генерал-майора.
12 декабря 1978 года Котляревский вернулся в Екатеринодар и принялся писать гневные письма войсковым и полковым старшинам, куренным атаманам и всему войску. При этом личных встреч с черноморцами атаман избегал.
Но Федор Щербина подчеркивает: в письмах своих Тимофей Терентьевич говорил много горькой правды. Ему действительно было в чем упрекнуть казачью старшину. Например в слабом содержании границ. Котляревский писал: причиной этого является то, что многие казаки – наемные, нездоровые или малолетние. Куренные атаманы и старшины вместо себя посылали на границу неопытных наемников. Войсковой атаман прямо говорил, что старшина обленилась, ничего для общества не делает и только расхищает войсковые земли.
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, Котляревский сказал, что казаки должны собраться и самостоятельно избрать куренных атаманов из числа самых достойных, старших, служивых и набожных людей.
При этом батька продолжал закрывать глаза на главную причину возмущения казаков – искоренение Войсковой Рады, о которой ни слова не говорилось в «Порядке общей пользы». Были и другие «грехи», узаконенные в этом документе, – усиление привилегий казачьей старшины, введение частной собственности на некоторые виды угодий, эксплуатация рабочей силы казаков. То есть расслоение в войске, отдаление руководящей верхушки от рядовых черноморцев. Во время существования Войсковой Рады подобного не допускалось.
Если бы Котляревский постарался вернуть этот орган самоуправления, жизнь войска наладилась бы. Но атаману идея самоуправления не нравилась. Писарь стал генералом и, вкусив власть, не хотел ни с кем ею делиться.
Во время последней своей поездки на Кубань Котляревский занялся вопросом урегулирования отношений казаков и черкесов. Ему удалось добиться, чтобы черкесы на время перестали совершать набеги на казачьи курени.
В 1799 году Тимофей Терентьевич, сославшись на болезнь и возраст, попросил Павла I сделать войсковым атаманом более молодого и достойного казака. Вскоре император уволил старика-атамана и дал ему право выбрать приемника. Так и не научившись считаться с мнением войска, Котляревский рекомендовал на должность атамана подполковника Федора Бурсака, который, к счастью, в дальнейшем проявит себя как энергичный и деятельный наказной атаман.
Выйдя на пенсию, Котляревский прожил недолго. 18 февраля 1800 года он скончался от продолжительной болезни.
Понравился материал? Жмите лайк и подписывайтесь на наш канал!
Источник: ИА "ВК ПРЕСС"