Продолжение биографии Надежды Хвощинской. Начало здесь.
В предыдущей статье из рубрики «Крылатая Фраза», я начала рассказ об авторе фразы, вынесенной в заголовок. Она принадлежит перу Надежды Хвощинской, русской писательницы и поэтессы, бывшей во времена Некрасова, который процитировал фразу в своей поэме, известной и популярной…
Какую судьбу прожила Надежда Хвощинская?
Детство и юность
Она родилась в имении небогатого помещика, ветерана Отечественной войны 1812-го года, артиллериста в отставке. Ее мать была полькой, хорошо знала французский, которому обучила и своих детей.
Вскоре после рождения дочери Надежды ее отца обвинили в растрате на сумму 15 тыс. рублей, по тем временам — большие деньги, фактически все его сбережения. Несмотря на несправедливое обвинение, деньги пришлось отдать, и из имения с семьей переехать в Рязань. Надежда почти всю жизнь и прожила в Рязани, изредка выезжая в Санкт-Петербург, где общалась с другими литераторами.
Жили они после суда над главой семейства очень бедно, поэтому учиться в учебных заведениях Надежда не смогла, но получила неплохое домашнее воспитание. Она хорошо рисовала и музицировала, знала итальянский и французский языки, помогала отцу каллиграфическим почерком переписывать бумаги, чтобы хоть как-то содержать семью.
Отсутствие приданого, грубые черты лица, замкнутость, мужские привычки, но, самое главное, страсть к литературе, делали ее непривлекательной среди рязанского бомонда, и было очевидно, что замуж она не выйдет. В городе ее не любили и называли сумасшедшей. Единственной отдушиной для «старой девы» были короткие поездки в Санкт-Петербург, где ее уважали за высокую работоспособность, недурной талант и платили гонорары, которые с годами росли пропорционально ее литературной славе.
После смерти отца Надежда содержала мать и сестер, поэтому у нее был стимул писать больше и чаще. Пожалуй, успех Надежды Хвощинской в те времена сопоставим, к примеру, со славой масштаба наших современниц Людмилы Улицкой или Татьяны Толстой.
Смерть сестры и несчастливое замужество
Так проходила ее жизнь: в писательских трудах, в нечастых поездках в столицу, пока в 1865 году не заболела и не умерла ее сестра Софья. Для Надежды, которая безумно любила сестру и не отходила от ее постели, пытаясь спасти, это был огромный удар. Она перестала писать, хотя до этого начала важное для нее произведение — роман «Большая Медведица».
По воспоминаниям, 1865-1867 были самыми страшными годами в ее жизни. Она дала умирающей сестре два обещания: никогда не издавать произведений той и выйти замуж за врача, который лечил Софью.
Молодой врач Зайончковский (ему было 27 лет) влюбился в 43-летнюю Надежду, когда та ухаживала за сестрой. Брак Хвощинской и Зайончковского был недолгим и несчастливым: незадолго до знакомства он был осужден за революционную деятельность, 11 месяцев просидел в тюрьме и подхватил там чахотку. Его характер стал нестерпимым, он мучил жену и других членов ее семьи постоянными капризами и скандалами.
Поэтому все семейство Хвощинских облегченно вздохнуло, когда в 1868 году доктора отправили мужа Надежды за границу на лечение, где через 4 года он и умер.
Последние годы жизни
После этого Надежда Дмитриевна дописала «Большую Медведицу» и еще несколько романов, создала удачные рецензии и биографические заметки о Салтыкове-Щедрине, Надсоне, Бальзаке, Гончарове и других. Писала она и о музыкантах Крамском и Иванове, оставила много критических статей о творчестве других своих современников.
В 62 года, после смерти матери, Хвощинская переехала в Санкт-Петербург, где ей, как известной писательнице, дали квартиру. К сожалению, вскоре она заболела, затем умерла и была похоронена в Петергофе за деньги Литературного Фонда.
А ее фраза «Бывали хуже времена, но не было подлей» прославилась и вошла в века благодаря другому ее современнику — поэту Николаю Некрасову.
Подписывайтесь на канал. Все самое интересное — впереди!