Дворянские фамилии : Мейены-Голицыны
Недавно в интернете я наткнулась на воспоминания Екатерины Викторовны Тутуновой (Мейен) о ее довоенном детстве.Бесхитростно и интересно она описывала семейный быт людей,представлявших до революции гордость России,ее честь и достоинство.Её элиту,которая сохраняла традиции ушедшего в небытие прошлого.
Она писала:" Я родилась в 1931 году. Через два года родилась Лиза, ещё через два года ― Серёжа. Мы жили в Большом Левшинском переулке в старинном особняке. Мы ― это Papa, Maman, бабушка и трое детей. А мы не говорили «мама» и «папа», мы тогда ещё говорили «Maman» и «Papa». Я и сейчас говорю «Papa». У нас был хороший дом и хорошее детство. Я не помню ссор или сплетен. Нам читали только старые книжки. Maman пела нам старинные детские песенки. На Рождество устраивали ёлку, хотя в то время ёлки были запрещены. Papa проносил её под пальто. Окна занавешивали толстыми одеялами. А на верхушке ёлки всегда «сияла» звезда. Зажигали свечи, купленные в церкви".
Её матерью была княжна Софья Михайловна Мейен (1903-1982),урожденная Голицина,потомственная дворянка,а отцом Виктор Михайлович Мейен,потомственный дворянин (1894-1942).
Виктор Александрович Мейен
Виктор Александрович Мейен (Mayenne) родился в 1894 году в г. Санкт-Петербурге. Один из его далеких предков, кораблестроитель, был призван в Россию из Голландии Петром I. Во второй половине XIX столетия потомок Мейена-корабела – Христиан Христианович – был уже крупнейшим специалистом по строительству железных дорог в России.
Отец Виктора Александровича Мейена – Александр Генрихович – владел двумя доходными домами, которые располагались на Тверской улице напротив здания, занимаемого ныне мэрией Москвы. Мать – Александра Викторовна Мейен (урожденная Бабина) – была дочерью Виктора Алексеевича Бабина – горного инженера, учредителя и председателя Лубянско-Ильинских торговых помещений. В.А. Бабин внес весомый вклад в обеспечение Москвы питьевой водой. В.А. Гиляровский в очерке «Под землей» красочно описывает свою встречу с ним в районе Яузского бульвара, «где Бабин роет артезианский колодец». В.А. Бабин принимал участие и в строительстве Политехнического музея в Москве. До революции Александра Викторовна Мейен руководила созданным ею детским приютом в Москве.
Трагична судьба Виктора Александровича Мейена.Окончил Московский университет,занимался рыбоводством,к 1937 году завершил очерк своей философской системы.В октябре 1941 арестован по доносу за якобы немецкую фамилию,хотя предки были голландцами.Приговорен к расстрелу по 58 статье,который был заменен на 10 лет исправительных лагерей, отправлен в Карагандинский лагерь,где и умер в ноябре 1942 года. . В 1956 году он был реабилитирован за отсутствием состава преступления.
Александр Генрихович Мейен 1900 г
Софья Михайловна Голицына.
Княжна.Внучка московского городского головы Владимира Михайловича Голицына.При нем формируется новая городская инфраструктура: строится первая электростанция (в Георгиевском переулке — 1888 год), первая телефонная станция, 50 артезианских скважин на территории города, Рублевские водозаборные сооружения, очистные сооружения (5,4 тыс. кубометров в сутки). Он организовал скупку городом частных линий конок, заменённых впоследствии единой сетью трамвайных маршрутов. Строятся электростанции на Раушской и Берсеневской набережных (МОГЭС-1 и МОГЭС-2), Павелецкий, Виндавский (Рижский), Савёловский, перестраивается Курский вокзал. В начале XX века разрабатываются первые проекты Московского метрополитена, осуществить которые, однако, помешала война и Революция.
После ареста мужа Софья Михайловна Мейен осталась с тремя малолетними детьми (10, 6 и 4 лет) и тяжело больной свекровью. Никакой специальности у нее не было, поскольку из Московского университета она была исключена из-за княжеского происхождения. Тем не менее все дети получили высшее образование: сын и дочь окончили МГУ, вторая дочь получила образование в Московской консерватории. Софья Михайловна Мейен прожила вдовой 40 лет и умерла в 1982 году в Москве.
Павел Дмитриевич Корин
Софья Михайловна оставила след в живописном наследии художника Павла Корина.
Родился 25 июня (7 июля) 1892 года в Палехе в семье потомственных иконописцев. В 1903—1907 годах учился в Палехской иконописной школе, после окончания которой был принят учеником в московскую иконописную палату Донского монастыря.
В 1911 году М. В. Нестеров, для которого Павел Корин копировал его работы, пригласил его помогать расписывать церкви; в 1912 году Павел поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были К. А. Коровин и Л. О. Пастернак.
В 1916 году Корин окончил училище и в соответствии с пожеланиями великой княгини Елизаветы Фёдоровны отправился в Ярославль и Ростов изучать фрески древних русских церквей.
В феврале 1917 года он поселился в мансарде дома № 23 на Арбате, где организовал свою мастерскую. Там он работал до 1934 года. Здесь художника посетил Максим Горький, который принял участие в его судьбе
В 1933 году Корин переехал в мастерскую на Малой Пироговской улице (дом № 16), где жил и работал до конца жизни и где теперь расположен Дом-музей П. Д. Корина.
После войны руководил реставрацией полотен Дрезденской галереи, возглавлял реставрационную мастерскую музея имени Пушкина. Во Владимирском соборе Киева реставрировал фрески и лично восстанавливал роспись Виктора Васнецова и Михаила Нестерова.
Умер 22 ноября 1967 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
Центральным, но так и не выполненным полотном Павла Корина, замысел которого возник в 1925 году — во время похорон Патриарха Тихона в Донском монастыре, является «Реквием» («Русь уходящая»); для неё были выполнены 29 подготовительных портретов, однако предназначенный для картины холст остался нетронутым. Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберег от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Ее герои, среди которых есть реальные участники церемонии отпевания Патриарха — митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, — должны были воплотить образ Православной Церкви в целом.
К картине "Русь уходящая"
П. Корин написал этюд "Трое". Три женские фигуры, являющие три разных возраста, отразили три разных подхода мастера к решению портретного образа. Центральная фигура - приземистая, сгорбленная старуха-монахиня, тяжело опирающаяся на клюку... Перед зрителем предстает одна из главенствующих церковных особ, может быть, в прошлом - настоятельница какого-нибудь монастыря. Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. Из-под огромной, надвинутой на лоб шапки с меховой опушкой и прикрывающего щеки черного платка рельефно выделяются мастерски вылепленные цветом детали старческого лица. С первого взгляда на нее зрителю ясно, что перед ним личность властная, решительная, мужественная.
За спиной старухи, справа, стоит пожилая женщина в полумонашеской одежде. Ее красивое лицо в обрамлении черного платка, с высоким открытым лбом и добрыми, печальными глазами овеяно какой-то особой душевной теплотой и тихим спокойствием, говорит о трудной, многострадальной судьбе, мудром терпении и стойкости русской женщины.
Третья фигура - молодая большеглазая красавица, стройная и высокая - олицетворяет героико-романтическое направление в творчестве П. Корина. Она в таком же темном полумонашеском одеянии, как и ее соседка, но горделиво приподнятая голова ее не покрыта.
Прообразом третьей фигуры-молодой красавицы, послужила Софья Михайловна Голицина(Мейен)
Продолжение следует...