Найти в Дзене
Историкум

Оборона Пскова 1581-1582 годов, спасшая страну от разгрома.

После блистательных побед русских войск, когда была захвачена практически вся Ливония, в войне 1558-1583 годов наступил перелом. Ивану IV пришлось воевать одновременно с Данией, Швецией, Речью Посполитой на севере и западе и одновременно держать армию на юге для защиты от Крымского хана. Тем временем, на Польско-Литовский трон взошёл прославленный воитель Стефан Баторий, который во время коронации поклялся вернуть все земли, утраченные Литвой в войнах с Россией и присоединить к Польше Ливонию.

В 1579 году он стремительно продвинулся к Полоцку и хотя гарнизон отчаянно защищался и сам Баторий признал храбрость гарнизона, после 3-х недельной осады город сдался. 25 августа 1580 года Стефан Баторий приступил к Великим Лукам и 5 сентября взял город, учинив поголовное истребление.

По словам участника событий Дзялыньского ««наши учинили позорное и великое убийство, желая отомстить за своих павших товарищей… Они не обращали ни на кого внимания и убивали как старых, так и молодых, женщин и детей… Все заняты были убийствами и грабежом, так что никто не тушил пожар. Огонь охватил всю крепость и спасать более было нечего»
Стефан Баторий под Псковом
Стефан Баторий под Псковом

К походу на Псков Баторий готовился с особым тщанием. Польско-литовская армия насчитывала более 55 тысяч человек, из которых непосредственно в поход направилась основная часть - 47 тысяч человек в боевых частях. Помимо этого в войке были многочисленные боевые и небоевые слуги, которые сопровождали армию и принимали участие во вспомогательных действиях (охрана лагеря и обоза, сбор продовольствия и фуража, осадные работы). Польско-литовская армия включала: 10251 человек наёмной коронной конницы (800 гусар придворной конницы, 43 гусарских хоругви, 6 казацких хоругвей, 5 рот конных аркебузиров)
11575 коронной пехоты (12 выбранецких рот, 16 рот польской пехоты, 28 рот венгерской пехоты, 5 рот немецкой пехоты), 4000 наёмной литовской конницы, 1000 наёмной литовской пехоты, 3000 казаков, 15000 литовского посполитого рушения и отрядов литовской знати, 20 крупных стенобитных орудий и несколько десятков лёгких.

Русский гарнизон состоял из 1000 дворян и детей боярских, 500 казаков, 2500 стрельцов и большое количество артиллерии и пороха к ней, что сыграло немаловажную роль. Помимо этого к обороне привлекли несколько тысяч посадских людей . Гарнизон возглавляли большой воевода Князь Иван Шуйский, а так же князь Василий Скопин-Шуйский, воевода Никита Очин-Плещеев, князь Андрей Хворостинини князь Василий Лобанов-Ростовский. Как и 300 лет назад, при Довмонте, городу предстояло стать щитом от западных армий.

18 августа передовые отряды войска Речи Посполитой приблизились к Пскову. Защитники не стали дожидаться подхода основных сил противника и предприняли вылазку, отбросив противника на несколько вёрст.

Автор: Голицын В.Д. - http://www.runivers.ru/upload/iblock/6ee/128861.png, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=23130045
Автор: Голицын В.Д. - http://www.runivers.ru/upload/iblock/6ee/128861.png, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=23130045

В течение недели Баторий вёл разведку русских укреплений, и только 26 августа приказал основным силам своей армии подступить к городу.

Ксендз Пиотровский, секретарь канцелярии польского короля Стефана Батория, записал в своем походном дневнике: «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж!...» И здесь же характерная приписка: «Помоги нам, боже. С ним справиться…»

Разбив лагерь возле города, войска вскоре попали под огонь русских пушек и отступили к реке Черёха. Здесь Баторий устроил укреплённый лагерь, стал рыть траншеи и ставить туры, чтобы приблизиться к стенам крепости. Свой шатёр Баторий приказал поставить недалеко от стен Пскова на московской дороге у церкви Николы Чудотворца. Псковские воеводы до времени не хотели раскрывать врагу возможности крепостной артиллерии и потому настрого запретили стрелять по появившимся полякам. Ночью заговорила крепостная артиллерия и накрыла огнем вражеский лагерь. Многих воинов не досчитался Баторий на следующее утро и отошел подальше от города.

-3

Прежде чем начать штурм, польский король отправил в Псков грамоту, в которой требовал сдачи крепости. Ответ псковского гарнизона был однозначен: «Все мы готовы умереть за свою веру, но не сдадим града Пскова, не покоримся льстивым твоим словам. Готовься к битве с нами, а кто кого одолеет, то Бог покажет»

На одном из совещаний в ставке Батория было решено произвести штурм на участке крепостной стены между Свинузской и Покровской башнями. С 1 сентября начались осадные работы. К выбранному участку стали рыть траншеи, 4 сентября начали ставить туры, срубы и другие укрытия, для отражения вылазок псковичей, а также для установки артиллерии. С русской стороны ответственным за этот участок стен был назначен воевода Андрей Иванович Хворостинин, отличавшийся большими способностями и незаурядной смелостью. Не надеясь на старую стену, псковичи выкопали за ней глубокий ров и возвели деревянную стену.
Штурм начался с артподготовки. Три батареи - 20 тяжелых осадных пушек с утра 7-го сентября начали обстрел крепостной стены между Покровской и Свинузской башнями. Было уничтожено до основания 24 сажени наружной стены. У Свинузской башни полностью был уничтожен захаб; повреждена верхняя часть башни. Более 69 саженей стены, было разбито в других местах. 8 сентября в 5 часов утра начался генеральный штурм: поляки, венгры, немцы бросились превосходящими силами и, потеснив отчаянно сопротивлявшийся гарнизон, ворвались в пролом и, захватив Покровскую и Свинузскую башни, с торжеством водрузили на них королевские знамена...
Положение спас Шуйский, сражавшийся в самом опасном месте у Покровской башни и уже раненый. Воодушевив изнемогающих защитников пламенной речью и принесенной из Троицкого собора иконой Богородицы, Иван Петрович повел их в контратаку и отбросил врагов к пролому. Затем по приказу Шуйского псковичи развернули в сторону Свинузской башни имевшуюся у них громадную лучшую пушку Пскова «Барс» и одним метким выстрелом снесли чуть ли не половину башни, загубив множество врагов. После этого горожане подкатили к остаткам баш¬ни бочки с порохом, зажгли их и окончательно взорвали башню вместе с засевшим там неприятелем.
На место убитых псковичей вставали женщины и дети. А Шуйский, перейдя в неудержимое контрнаступление и сметая все на своем пути, отбил Покровскую башню и выгнал дрогнувших врагов из города, захватив у них при этом несколько пушек и знамен.
В этот памятный день защитники потеряли 863 человека убитыми и 1626 ранеными, урон же неприятеля (павшими) составил 5 тысяч человек.
24 сентября псковичи подвели свою контрминную систему и взорвали вражеские подкопы. Всего их было 9. Тогда Баторий приказал сжечь город. Целый день 24 сентября батарея, расположенная рядом с Мирожским монастырем, обстреливала город раскаленными ядрами. Но вспыхнувшие пожары вскоре были потушены. В конце октября, ночью, большой отряд захватчиков подошел к стене и стал прорубать ее, чтобы она рухнула в реку. Но псковичи отогнали неприятеля.
Еще в конце октября наступили ранние заморозки. С холодами положение осадной армии значительно ухудшилось, так как, рассчитывая на быстрое взятие крепости, поляки не подготовились к зиме.

«С наступлением морозов, – писал аббат Пиотровский, – роемся в земле, прячемся в ямах, но Бог знает, что будет с бедной пехотой, каждый раз дезертирует из ней по нескольку».

Сказывалась большая нехватка продовольственных и боевых припасов. Например, порох для артиллерии возили из Риги. Попытки же раздобыть провиант в окрестностях города наталкивались на ожесточенное сопротивление псковичей.

Аббат Пиотровский отмечал в дневнике: «Много гибнет наших фуражиров, так что в течение одной недели в разных местах погибло их несколько сотен

В конце октября Стефан Баторий получил подкрепление из Риги и стал готовиться к новому генеральному штурму города. Артиллерийская подготовка длилась целых пять дней. Утром все, кто мог держать оружие, пошли на приступ. Но, вступив на лед реки Великой, были разогнаны псковской артиллерией. Убедившись в тщетности штурмов, Стефан Баторий 5 ноября приказал войскам отойти в лагерь.
Началась блокада Пскова. Большие потери, холод, недостаток провианта и фуража деморализовали врага.

В дневнике Пиотровского сообщается: «...положение наше весьма бедственно. Морозы ужасные, неслыханные, голод, недостаток в деньгах, лошади падают, прислуга болеет и умирает; на 100 лошадей в роте 60 больных. Венгерцы массами бегут...»

Несмотря на тяжелое положение в городе, псковичи мужественно терпели все невзгоды. Иван Грозный посылал в Псков несколько отрядов, но пробиться смог только стрелецкий голова Мясоедов с 500 стрельцами.

Автор: Карл Павлович Брюллов - From http://lj.rossia.org/users/john_petrov/441790.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1436563
Автор: Карл Павлович Брюллов - From http://lj.rossia.org/users/john_petrov/441790.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1436563

Предпринимается еще ряд штурмов, но все они кончались неудачно. Пытался Баторий взять город при помощи «лести». На стреле была пущена в город королевская грамота с обещаниями, рассчитанная на измену командования или бояр, но псковичи с негодованием отвергли «лесть» короля. Захватчики пытались взорвать крепостные стены при помощи минных галерей, подкопов, но в Псков перебежал бывший русский стрелец Игнатий и указал их расположение.

Стефан Баторий теперь уже и сам искал мира с Москвой. Иван IV, еще ранее желая мира, прибег к посредничеству Папы Григория XIII. В ноябре в ставке Батория появился посланник Папы Антоний Поссевино, который передал ему предложения Ивана Грозного о мире. 1 декабря Стефан Баторий уехал в Литву для переговоров, поручив Яну Замойскому сжать кольцо блокады и вынудить псковичей сдаться.

Тем временем Шуйский 4 января 1582 года произвел чуть ли не самую крупную и удачную вылазку, убил в стане врагов много знатных вельмож, захватил немало пленных и с большими трофеями триумфально вернулся в город.
Тогда-то Замойский, считая псковского воеводу Ивана Петровича Шуйского очень опасным противником, решил погубить его хитростью, подослав ему ларец со взрывным механизмом. Принес «подарок» из лагеря польско-литовской армии, осаждавшей Псков, отпущенный русский пленник. К шкатулке была приложена записка. В записке, подписанной немцем Моллером, состоявшим прежде на царской службе, сказано, что он якобы хочет тайно перебежать к русским и наперед посылает ларец со своими деньгами и важной информацией о польско-литовских войсках.
Однако осторожный Шуйский заподозрил неладное и, вызвав мастера-умельца, велел ему отнести ларец в безлюдное место и там «с бережением» открыть его. При вскрытии внутри обнаружили обращенные во все стороны заряженные пистолеты, которые должны были одновременно выстрелить в момент поднятие крышки сундучка, а особый механизм вслед за тем высек бы искру, от которой должен был взорваться вложенный в ларец порох. Если бы Иван Петрович взялся лично открывать шкатулку, он неминуемо погиб бы от пули или взрыва пороха. . Возмущенный такой подлостью Шуйский написал Замойскому гневное письмо, где подчеркнул, что настоящие рыцари убивают недругов только в открытом, честном бою, и вызвал гетмана на дуэль. Замойский, однако, отказался от поединка.

Война Польши и России зашла в тупик. В передышке нуждалась каждая из сторон. Кроме того, активные действия шведских войск в Ливонии заставляли Ивана IV идти на значительные уступки. В конце декабря 1581 г. при посредничестве папского представителя Антонио Поссевино в небольшой деревушке Яме Запольском начались русско-польские переговоры, завершившиеся 5 января 1582 г. заключением десятилетнего перемирия.

За пять месяцев героической обороны с доблестным Шуйским псковичи отразили 31 приступ и сами произвели 46 вылазок.
О заключении мира в Пскове узнали 17 января 1582 года. Эту весть принес в Псков боярский сын Александр Хрущов. 4 февраля последний отряд польско-литовской армии покинул окрестности Пскова. Победой русского оружия закончилась беспримерная по мужеству и героизму оборона Псковской твердыни. Главный результат обороны – срыв захватнических планов Батория в отношении Русского государства. Псков спас Москву от величайшей опасности. Его оборона, убедительно показавшая захватчикам стремление русского народа отстоять честь и независимость государства, вошла героической страницей в военную летопись Отечества.

Ставьте лайки, подписывайтесь. Если вам будет интересно, буду выкладывать более развёрнутый и подробный материал. Не забывайте комментировать.