Почему Советский Союз пропустил вероломный удар фашистской Германии 22 июня 1941 года ?
В течении очень многих лет, еще начиная с середины 1970-х годов, меня интересовал вопрос : почему выиграв Великую Отечественную войну в целом, Советский Союз оглушительно проиграл самое начало войны ? Проведя много времени в беседах с ветеранами, очевидцами и участниками событий минувшей войны, изучив большой обьем воспоминаний участников войны и исторических документов, сложно было отделаться от ощущения : поражения первых дней и месяцев войны связаны исключительно с внезапностью вражеского нападения, которое не позволило советским войскам оказать достойное сопротивление фашистам в первые дни войны, опрокинуть и разгромить врага "малой кровью, могучим ударом, на чужой территории". Такой версии придерживались и историки времен СССР, и непосредственные выжившие участники тех событий. Причины коварного, вероломного и внезапного нападения фашистской Германии на Советский Союз и в советские времена, и сейчас приписываются недостаточной информированности политического руководства Советского Союза и лично тов. И.В. Сталину как главе Советского государства. Однако так ли это было на самом деле ?
Всегда очень важно в исторических исследованиях найти тот "спусковой крючок", ту главную "точку", с которой началась цепь необратимых событий. Несомненно, что для граждан СССР всегда самым важным был вопрос о том, как допустили вероломное нападение фашисткой Германии на СССР? Как получилось так, что немцы дошли до Москвы , взяв Минск, Киев, Одессу, Вильнюс, Ригу, Таллин, Псков и другие крупные и не очень города СССР и столицы союзных республик? Почему огромное количество наших войск оказалось окружено и уничтожено/взято в плен под Белостоком, Киевом, Смоленском, Уманью? Почему мы потеряли огромную промышленную и сырьевую базу западной части СССР?
Обьяснения всегда базируются на отправной точке "вероломного нападения" на СССР, которое позволило войскам фашистской Германии и их союзников развить первоначальный успех и захватить почти всю промышленную базу Советского государства. Мы дальше вернемся к этому вопросу.
В советское время всегда обьяснялось, что войска фашисткой Германии всегда имели подавляющее техническое превосходство, имели в разы больше танков, огромное количество самолетов, артиллерии, а наши советские воины воевали почти голыми руками, сдерживая фашисткие орды личным героизмом. Если говорить о героизме советских солдат , командиров и политработников - ДА, это правда, и это было именно так. Если говорить о превосходстве гитлеровской армии в танках, самолетах и личном составе - ДА, это было так, но с очень важной деталью, о которой раньше ( в советское время ) почти никогда не говорилось : на направлениях главных ударов. Немцы в начале и середине войны талантливо создавали многократное преимущество в танках, артиллерии, авиации, личном составе на направлениях главных ударов, умело громили и подавляли нас техническим превосходством техники на дальней дистанции (авиация, артиллерия, танковые удары), направляя на вспомогательные направления и участки фронтов войска союзников и собственные малозначительные силы. При этом если брать данные о количественном соотношении наших танков, артиллерии и авиации на 22 июня 1941 года, то преимущество будет у войск РККА. Если брать данные о качестве советского оружия, то здесь либо наблюдается паритет технических характеристик вооружений, либо даже превосходство советской техники по некоторым образцам вооружений (танки Т-34, КВ-1, штурмовики ИЛ-1, некоторые артиллерийские системы). У немцев качественное преимущество было в истребительной и бомбардировочной авиации. В то же время у РККА в авиации было многократное количественное превосходство над фашистами. Следовательно, вышеназванные причины о количественном и техническом превосходстве войск фашисткой Германии в целом не могут быть обьяснением разгромных поражений начального периода Великой Отечественной войны. Одна из причин - это количественное и качественное превосходство фашистов над нашей армией НА НАПРАВЛЕНИЯХ ГЛАВНЫХ УДАРОВ. Но это только одна из главных причин.
Необходимо отметить, что войска фашисткой Германии к началу войны против СССР завоевали половину Европы, были закалены в боевых действиях, и воевали как единый слаженный механизм, т.е. были высокопрофессиональны. Успех боевых действий определяется слаженностью и умелым взаимодействием всех родов войск, начиная от авиационной поддержки наступающих и прикрытия от ударов вражеской авиации над полем боя и до умелого и слаженного взаимодействия танковых, артиллерийских и пехотных подразделений наступающих частей. Фашисты это к началу войны делать умели и воевали против нас умело, подавляя превосходством техники на поле боя. Советские генералы, командующие фронтами, армиями и дивизиями, были героическими, отважными и патриотичными командирами, но не обладали сравнимым с гитлеровским Генеральным Штабом и Ставкой уровнем оперативного искусства. Поэтому аргумент о высоком профессионализме и слаженности действий на поле боя различных родов войск и частей фашисткой Германии можно принять как вторую причину первых поражений начального периода Великой Отечественной войны.
Третью причину, которую стоит выделить для понимания причин поражений 1941 года - это допустимость ЛИЧНОЙ ИНИЦИАТИВЫ в армии фашисткой Германии и НЕДОПУСТИМОСТЬ личной инициативы в армии РККА. Наиболее красноречивые свидетельства этого можно было наблюдать в тактике действий фашисткой и советской авиации. Об этом мало известно, но в начальном периоде войны советским летчикам на уровне ПРИКАЗОВ запрещалось делиться боевым опытом со своими товарищами. При вылете группы бомбардировщиков на бомбежку войск противника боевую задачу знал только командир группы бомбардировщиков. Остальные летчики должны были бомбить по команде ведущего. К чему это приводило понятно : неточность при бомбометании или вообще невыполнение полетного задания в случае потери или гибели ведущего при полете к цели. При вылете советской истребительной авиации на прикрытие войск регламентировалось все, начиная от маршрута полета вплоть до скорости и высоты полета. Нарушение вышеназванных параметров допускалось только в случае начала воздушного боя. Это ставило наших летчиков в положение легкой добычи для фашистких стервятников, которые имели полную свободу действий еще на подходе к району боев. Фашистские летчики летали не по маршруту, а осуществляли прикрытие района. А ведь кто оказался выше, кто первым заметил противника, кто зашел со стороны солнца и на высокой скорости и с пикирования провел первую атаку, тот и оказывался , как правило, победителем, сбив один, два, а иногда и три самолета противника. Наверное, всем памятен правдивый фильм о начале войны "Живые и мертвые". Там есть красноречивый эпизод, где летящие без истребительного прикрытия тяжелые тихоходные четырехмоторные советские бомбардировщики ТБ-3 легко сбиваются фашисткими истребителями. К сожалению, это не фантазия сценариста, а фактический эпизод боевых действий 30 июня 1941 года .... полка дальнебомбардировочной авиации под командованием будущего Главного маршала авиации А.Е. Голованова. В тот день советская ДБА потеряла 21 тяжелый бомбардировщик, ценою собственной жизни уничтожив несколько переправ и бомбардировав наступающие фашисткие войска. Потерю семи наших тяжелых бомбардировщиков от огня истребителей и наблюдал писатель К.Симонов, отразив затем этот эпизод в своих фронтовых дневниках и книге. Но почему так произошло? Причина проста - истребительная авиация Западного особого военного округа и Прибалтийского военного округа была фактически уничтожена на аэродромах 22 июня 1941 года и последующих воздушных боях, а также на аэродромах в следствии их оставления отступающими войсками или штурмовок авиацией противника. Прикрыть наши бомбардировщики было просто нечем. Хаос, неразбериха отсутпления, отсутствие четкого понимания в положении войск и разумного, твердого управления войсками в начальный период войны, недопустимость личной инициативы со стороны бойцов и командиров были причинами тяжелых поражений наших войск. И это касалось всех родов войск, начиная от механизированных и заканчивая авиационными.
Четвертую причину жестоких поражений начала войны можно видеть не только в потери управления войсками, но и в потери управления службами тыла. Возможно, что потеря управления службами тыла и подвоза в армии РККА имела даже более важное значение в поражениях начального периода войны, чем потеря управления войсками. Зачастую танковым частям советских войск, наносящих контудары по наступающим танковым частям противника, приходилось атаковать, не имея в боекомплекте противотанковых снарядов. Или вообще складывалась ситуация, что приказ на нанесение контрудара есть, а топлива, чтобы заправить танки, нет. А что такое танк без топлива или/и без снарядов? Это просто груда металла, пусть даже с самыми лучшими техническими характеристиками в мире и со слаженным, боевым экипажем. Если нет топлива и снарядов, а противник наступает, то экипаж просто бросает танк в том месте, где он остановился из-за выработки топлива. Или сам же уничтожает его, чтобы недостался врагу.
А теперь было ли вероломным нападением фашисткой Германии на Советский Союз? Да, было, оно произошло без предупреждения и без обьявления войны. Но была ли у советского руководства информация о том, что фашисты согнали кучу войск к советской границе? Несомненно эта информация была. Разнились даты начала войны, известные советскому руководству, но было ясно, что война будет и к ней готовились как СССР, так и фашисты. Тогда почему случилось это внезапное вероломное нападение? Неужели глава Советского государства тов. И.В. Сталин и его Генеральный штаб жестоко ошиблись и просто "проспали" нападение Гитлера? Ведь была же дана директива о тревоге в войска и их выдвижении в районы прикрытия? Да, была дана, но не успела прийти во все части и соединения. Большинство частей ее получить или не успели из-за повреждений линий связи фашистскими диверсантами, или получили уже под бомбами и снарядами наступавших фашистких войск. Да, поздно Генеральный Штаб и лично тов. И.В. Сталин разработали и дали директиву о привидении войск в боевую готовность, прособирались и просовещались, упустив время, кгда счет уже шел даже не на часы, а на минуты. А если бы директиву дали вовремя и войска получили бы ее ну хотя бы за несколько часов до начала вторжения? По моему мнению, это уменьшило бы потери, спасло бы многих солдат и командиров, но не смогло бы коренным образом изменить и спасти ситуацию в целом. Вот если бы директива была издана хотя бы за пару недель, а тем более месяц, до начала войны, то тогда бы да, успели бы. Фашистские войска тогда бы умылись кровью и застряли на пограничных рубежах Союза ССР. И вот здесь мы подбираемся к тому самому "спусковому крючку" оглушительных поражений начала Великой Отечественной войны. Я понимаю, что то, что я напишу дальше, выглядит слишком смело, но возможно, что причина именно в этом малозначительном факте.
15 мая 1941 мая фашисткий трехмоторный бомбардировщик "Юнкерс-52" вторгся в воздушное пространство СССР и , преодолев советскую систему войск ПВО, благополучно сел в Москве на Ходынском поле. Об этом эпизоде не было ничего известно во времена СССР. Только после опубликования мемуаров П.А. Судоплатова «Разведка и Кремль», опубликованной в 1994 году на английском языке и в 1996-м — на русском, это событие стало известно. «В мае 1941 года, — поведал Судоплатов, — немецкий "Юнкерс-52" вторгся в советское воздушное пространство и, незамеченный, благополучно приземлился на центральном аэродроме в Москве возле стадиона "Динамо". Это… привело к волне репрессий в среде военного командования: началось с увольнений, затем последовали аресты и расстрел высшего командования ВВС». Приказ о наказании виновных последовал 10 июня 1941 года, т.е. за 12 дней до начала войны. За несколько дней до начала войны были сняты с должности и затем арестованы ряд лиц из числа высшего командования ВВС РККА. В основном это были авиационные высшие командиры, которые прошли довоенную "обкатку" на полях авиационных сражений Гражданской войны в Испании 1936-1939 года, Халхин-Голе и во время Финской войны. Это были герои войны против фашисткого режима в Испании, имевшие огромный опыт разработки и командования в авиационных боевых операциях, проводившихся во взаимодействии с другими родами войск. В частности, 08.06.1941 года был арестован , а затем расстрелян помощник начальника Генерального Штаба по авиации, Герой Советского Союза, в прошлом герой и командующий советскими авиационными добровольцами в Испании Я.В.Смушкевич. Был арестован 24.06.1941 года и расстрелян П.Я.Рычагов, отважнейший , умный и опытный летчик-истребитель, до апреля 1941 года заместитель народного комиссара обороны СССР по авиации, Герой Советского Союза П.В.Рычагов.
Были арестованы перед самым началом войны также другие авиационные командиры и начальники. Некоторые покончили с собой, не дожидаясь ареста. Так, 22.06.1941 года покончил с собой командующий ВВС Западного ОВО генерал-майор авиации, Герой Советского Союза И.И. Копец. По одной версии, И.И. Копец покончил с собой около 18-00 22.06.1941 года после облета пострадавших от удара фашистской авиации советских аэродромов. По другой боевой генерал и участник испанской гражданской войны против фашизма покончил с собой из-за угрозы ареста. В частности, об этом говорит спецсообщение из Москвы в Западный ОВО от вечера 21 июня 1941 года "Об изьятии И.И.Копец по вновь открывшимся обстоятельствам". Основанием "для изьятия" служили показания помощника начальника Генерального Штаба РККА по авиации Я.В. Смушкевича о вербовке И.И.Копца в свою контрреволюционную группу во время боев в Испании в 1937 году. Понятно, что все эти люди были боевыми друзьями и товарищами по боям в Испании, на Халхин-Голе и во время Зимней войны против Финляндии. Летчики - это вообще особая каста в рядах вооруженных сил, постоянно соприкасающаяся друг с другом, тем более учавствовшие вместе в боевых действиях против фашизма и далее служащая на высоких государственных и командных постах. Поэтому снятие с постов и арест этих командиров стал известен среди их боевых товарищей и подчиненных очень быстро. Предполагаю, что в обстановке свежих воспоминаний о репрессиях против командного состава РККА 1937-1940 годов такая информация могла провести эффект разорвавшейся бомбы среди командного состава авиации Красной Армии. Учитывая, что многие были товарищами по боям в Испании против фашистов и занимали в тот момент различные командные должности в авиации Красной Армии, они могли задаться логичным вопросом "А не я ли и члены моей семьи будут следующими арестованными и расстрелянными?" Естественно, что в такой нервозной обстановке вопросы о делах воинской службы могли отойти на второй план. В такой обстановке даже отважные и боевые люди становятся тихими и стараются ничем не выделяться, не быть нарушителями воинской дисциплины, строго исполнять приказы и не проявлять инициативы. А на утро 22 июня 1941 года в авиационных частях РККА действовал приказ : "На провокации не поддаваться, линию государственной границы не пересекать, нарушителей воздушного пространства принуждать к посадке эволюциями крыльев, по нарушителям воздушного пространства Союза ССР огня не открывать". Нарушителей приказа судили судом военного трибунала и расстреливали. Предполагаю, что именно поэтому советская авиация, понесшая значительные, но не катастрофические потери во время первого налета фашистов на спящие аэродромы в западных военных округах, взлетела и находилась в зонах ожидания вплоть до полной выработки горючего в ожидании приказа. Приказ не поступил и взлетевшие истребители приземлились, попали под сокрушительный повторный удар гитлеровских ВВС в момент заправки, когда и были в основном уничтожены. По воспоминаниям очевидцев тех трагических событий, "многие летчики и техники от бомбежек и обстрелов стали седыми в первый день войны". Именно из-за боязни нарушить пресловутый приказ командирами летных авиачастей советская истребительная авиация и понесла столь сокрушительные потери. А дальше время уже было безнадежно упущено. Истребительная авиация в приграничной полосе была в основном повреждена и потеряна, а события стали приобретать необратимый катастрофический характер. Взлетевшие после заявления Молотова о начале войны с фашисткой Германией и проведения митингов около 15 - 16 часов 22.06.1941 года советские бомбардировочные части истребительного прикрытия не получили и были в течении нескольких дней в значительной части уничтожены и обескровлены. Подтянутая для усиления ударов фронтовой авиации тихоходная дальнебомбардировочная авиация также не получила истребительного прикрытия и понесла тяжелые потери от огня вражеской авиации и зенитной артиллерии. Таким образом, фашисткая авиация с первых минут войны и аж до боев на Кубани в апреле-июне 1943 года завладела стратегической и тактической инициативой, захватила господство в воздухе над полем боя. Это преимущество обеспечило превосходство фашисткой авиации и сухопутным войскам в нанесении авиационных ударов по обороняющимся и контратакующим советским войскам на направлениях главных ударов, а также дезорганизавало управление и снабжение советских частей. Белостокский гигантский котел с колоссальными цифрами потерь кадровой Красной Армии в этом котле оказался лишь первым страшным последствием этих событий. Затем последовало второе кольцо окружения наших войск под Минском, котлы под Уманью, Киевом и другие трагические события. Таким образом, можно говорить о том, что успешный провокационный пролет фашисткого Ю-52 с посадкой в Москве 15 мая 1941 года и точный расчет даты этого пролета со стороны фашистской разведки привел к репрессиям против высшего командования советских ВВС, переключив внимание тов. И.В. Сталина и советского руководства на поиски внутренних врагов и недостатки в руководстве вместо подготовки к отражению внешней смертельной опасности. Несомненно, немецкая разведка сумела очень точно просчитать срок раскрутки маховика сталинских репрессий после столь возмутительного случая нарушения воздушного пространства СССР. Зная жестокую реакцию тов. Сталина на головотяпство и расхлябанность, немцы умышленно использовали этот провокационный полет до самой Москвы, имея цель обезглавить руками тов. И.В. Сталина руководство советских ВВС за несколько недель и дней до начала войны. Цель завоевания стратегического превосходства и разгрома значительной части частей и соединений Красной Армии была достигнута за полтара месяца до первого выстрела на государственной границы Союза ССР, а именно 15 мая 1941 года.
Если обратиться к нашей совсем недавней истории, а именно к событиям 1987 года с провокационным пролетом немецкого летчика-любителя Матиаса Руста до Москвы и посадкой его легкоматорного самолета на Красной Площади напротив Кремля , то мы увидим достаточно аналогичный по почерку и расчету сценарий : эта провокация была использована Генеральным Секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым для того, чтобы обьявить о забюрокрачивании рядов Советской Армии, провести чистку и сместить с командных должностей ряд прошедших Великую Отечественную войну командующих и генералов в Министрестве Обороны СССР и Советской Армии. Как мы видим в дальнейшей истории, это послужило одним из мощных ударов, после которого рухнул и распался на независимые государства могучий Советский Союз. Это, конечно, всего лишь версия, но исторические параллели событий 15 мая 1941 года и 13 мая 1987 года просматриваются весьма зримо.
Как бы то ни было, Советский Союз и многонациональный советский народ одержали Победу в Великой Отечественной войне, водрузив Знамя Победы над поверженным Рейхстагом !