Найти в Дзене
Самарская Газета

Худрук «Мастерской» Ирина Сидоренко о гастролях по Самарской области и премьерах

Оглавление

В сентябре прошлого года культурная карта Самары пополнилась еще одной точкой.

В городе появился молодежный театр «Мастерская». Он был создан под выпускной курс актерского отделения института культуры. Как труппа прожила свой первый год и что в планах? Об этом рассказала художественный руководитель «Мастерской» Ирина Сидоренко.

Есть адрес, нет здания

— Чем ваш театр отличается от остальных?

— У нас есть молодая энергия и желание. Это помогает выжить в трудных условиях. Вот что на сегодня отличает нас от других театров.

— Все ли сбылось, о чем мечтали при создании театра?

— Если мы сможем сказать, что достигли всех поставленных целей, это будет означать остановку и смерть. Определенные цели, конечно, достигнуты. Самое главное — ребята из студентов превратились в артистов. Они постепенно достигают высокого профессионального уровня.

Жизнь преподносит нам все новые сюрпризы и трудности. Главное — относиться к этому как к данности и понимать, что каждое преодоление дает нам возможность стать сильнее и опытнее. Одна из сложностей — ДК имени Литвинова, где мы базировались больше года, закрыт на ремонт, и мы ищем новое пристанище. Скорее всего, это будет площадка университета путей сообщения. У них есть свободные помещения и сцена.

Приходится много играть на выезде. Это отнимает массу сил и средств — на переезды, аренду и так далее.

Нам уже присвоен официальный адрес, который указан, если искать театр в интернете, — Чернореченская, 15. Там уже натянут наш баннер. Совсем недавно утвердили проект. Думаю, скоро начнут строить. Предварительные сроки окончания работ — через два года. Но предугадать, конечно, сложно.

— Труппа пополняется новыми артистами. Сложно ли найти единомышленников?

— В этом сезоне от нас ушли четыре человека. Причем не в профессию, а на вольные хлеба. Пришли девять новичков. Четверо из екатеринбургского театрального института. Столько же из других трупп. И одна девочка из нашего института, с курса Вадима Горбунова. Екатеринбургская школа нам очень близка, я сама там оканчивала театральный институт. Мы дышим одним воздухом, легко находим общий язык. Ищем единомышленников в нашей системе координат.

Дмитрий Осинов
Дмитрий Осинов

Новинки репертуара

— В прошлом сезоне состоялась премьера — «Звук позади самолета» по пьесе Родиона Белецкого. Спектакль уже востребован у публики. Он очень удобен для выезда — два человека на сцене, два кубика и альбом в руках. Это интересная возможность для артиста реализоваться — примерить разные образы-маски. В то же время история очень душещипательная. После того как публика посмеется, происходит некий духовный переворот, который приводит к очищению. Это спектакль для зрителей, которые хотят посмотреть именно на игру артистов.

Недавняя наша премьера — «Сторож» Гарольда Пинтера. Это сложный автор. Режиссеру Роману Нарцеву удалось найти общий язык с актерами, несмотря на то, что это была их первая совместная работа. Они существовали в едином сжатом пространстве, что помогло им передать непростую метафизику текста. Режиссуры вроде бы не видно, но каждое движение, каждый поворот продуман постановщиком и прожит артистами. Спектакль интересен своей новизной, и при этом в нем есть классическая форма изображения действительности.

Третья премьера — «Шинель» в постановке Александра Мальцева, нашего главного режиссера. Гоголя можно прочитать поразному. Зная жизнь этого классика и его произведения, в тексте всегда находишь нечто демоническое. Мы привыкли воспринимать маленького человека как нечто жалкое и не задумываемся, почему люди рождаются или становятся такими. Почему мы хотим чего-то и не можем добиться этого сами? Откуда берутся препоны, которые мешают нам кем-то стать? Перекладывая вину и ответственность за свою судьбу на кого-то другого, мы и становимся маленькими людьми. На сцене — небольшой домик, двери которого открываются, давая возможность видеть нашу жизнь насквозь. Постановка заставляет взглянуть на произведение Гоголя под другим углом. У нас два исполнителя роли Башмачкина, совершенно разные. В результате получаются очень непохожие спектакли.

vk.com/sammoltheatre
vk.com/sammoltheatre

Пластическая драма и военный триптих

— В середине декабря у нас будет премьера по пьесе Милорада Павича «Кровать для троих», которая редко ставится. К нам приехал режиссер из Одессы Сергей Кочергин, у него самарские корни. Павич переводит библейский сюжет на современные рельсы. Главные персонажи: Адам, Ева, Лилит, Майор, который является темной стороной человечества, Снглф — ангел и два его помощника. История перекликается с сегодняшним временем и в то же время ведет нас в далекие библейские времена.

В спектакле будет очень много пластики, поскольку Сергей Кочергин и режиссер, и хореограф в одном лице. Эта постановка обнаружит какую-то новую творческую грань театра. Мы всегда открыты для эксперимента и стараемся предложить зрителю самые разные стороны сценического искусства.

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне хотим сделать триптих. Режиссер из СанктПетербурга Ольга Парфенова будет ставить «Гибнет хор» по пьесе Аси Волошиной о войне 1914 года. Драматург, кстати, приедет к нам на заключительные этапы работы. Премьеру планируем на конец февраля — начало марта.

Второй частью станет «Молодая гвардия» режиссера Ирины Кондрашовой. Мальцев поставит «Двое в темноте» по пьесе Михаила Бартенева о Чечне. Таким образом, мы сможем поговорить со зрителем о самых разных перипетиях войны в ХХ веке.

Дарить публике забытое ощущение

— «Мастерская» очень много ездит и по Самаре, и за ее пределами. Это накладывает на вас какие-то дополнительные обязательства?

— Мы везем те спектакли, которые будут интересны именно этому зрителю, а не то, что нам хочется показать. Например, публика настойчиво требует «Питера Пена». Это самая популярная наша история. Постоянно поступают на него заявки, несмотря на наш обширный репертуар.

Когда мы приезжаем куда-то впервые, не всегда нас ждут полные залы. Зато на следующий раз народу уже намного больше. Зрители говорят, что к ним очень редко приезжают. Тем более что мы посещаем самые отдаленные точки на карте губернии: Нефтегорск, Красноармейск, Сергиевск, Серноводск… Мы как профессиональная труппа дарим публике давно забытое ощущение театра. Они могут увидеть что-то еще, кроме телевизора.

— Как молодые артисты переносят эти постоянные переезды?

— Те, кто в труппе уже второй год, говорят: «Как легко по сравнению с прошлым годом!» Новички из других театров подстраиваются под наш ритм. Это трудная жизнь, но легкой никто и не обещал. Мы сразу рассказывали, что предлагаем. Все, чтобы быть счастливым, если ты хочешь работать, у нас есть. Энергия молодости покрывает все трудности. Вечером ложишься: все, я больше не могу. А утром встаешь бодрый и веселый, и заново все начинается.

Фото обложки: pixabay.com