Когда-то давным-давно, аж в 1682 году, Москву потрясли страшные волнения, вошедшие в историю под названием Стрелецкий бунт, в результате которого фактической правительницей стала Софья Алексеевна, старшая сестра Петра I.
Во время его, почувствовав слабость правительства, старообрядцы, подвергавшиеся до той поры жестоким преследованиям со стороны царской власти, решили, что наступил их час. Они решили потребовать возвращения к старым религиозным обрядам.
Идейным вдохновителем старообрядцев был суздальский священник Никита Константинович Добрынин. Они предлагали провести открытый диспут на Красной площади. Старообрядцы понимали, что только присутствие большого количества простого народа, помнящего о старой вере, может помочь их победе.
Но царевна Софьи Алексеевны и патриарх Иоаким, тогдашний правитель церкви, были категорически против. Диспут было решено провести в Грановитой палате Московского Кремля. Он состоялся 5 июля 1682 года.
На своей картине "Никита Пустосвят. Спор о вере" Василий Перов, русский живописец, как раз и изобразил это событие.
Эта картина большого размера (336,5 × 512 см), написанная Перовым в 1881-81 годах, является одной из последних картин художника. Вообще-то, она даже не была закончена из-за болезни и смерти художника в 1882 году. В том же году она была куплена у наследников Перова Павлом Третьяковым для своей галерее, где она и поныне хранится.
Итак, как же изобразил Василий Перов события двухсотлетней давности, свидетелем которых он, конечно, не был. Художник серьезно подошел к работе над картиной: изучал исторические документы, для эскизов использовал старые гравюры.
Перов работал над картиной и тогда, когда болезнь (а мер он от чахотки) отняла все силы, когда он почти был не способен держать кисти в руках. Художник был недоволен своей картиной, все время старался что-то в ней исправить, переделать. Но, несмотря на все старания, она так и осталась незаконченной.
Композиционно картина разделена на две части. В правой находятся раскольники, в левой - официальное окружение Софьи и патриарха Иоакима.
Впереди старообрядцев-раскольников Никита Добрынин с крестом в руке. Его голова решительно вздернута, он считает, что за ним правда.
Рядом с ним монах Сергий, одетый в рясу и черную шапочку, в руках у него – челобитная с требованием восстановить старую веру.
За ними другие староверы, попавшие на диспут, с символами старой веры: иконами, крестами, книгами.
Слева картины расположились представители противоположной стороны - поборники новой веры. Над всеми ними возвышается царевна Софья.
Она еще совсем молодая. Ведь ей на время Стрелецкого бунта было всего 25 лет. При создании образа царевны Софьи Перов опирался на гравюру Леонтия Тараскевича, современника тех событий.
Рядом с ней патриарх Иоаким.
Интересно, что в первичных набросках Перов царевну Софью и патриарха Иоакима изобразил на одном уровне, одного размера, как равных героев событий. Потом же переменил свое мнение - все-таки царевна, все-таки она главная.
Рядом с царевной Софьей царица Наталья Кирилловна, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I, и царевна Мария Алексеевна, родная сестра царевны Софьи.
У ног же Софьи сидит её тетка Татьяна Михайловна, которая пользовалась у Софьи большим почетом и уважением, чем вдовствующая царица Наталья Кирилловна.
Василию Перову удалось передать на своей картине ту напряженную атмосферу, что присутствовала на диспуте. Спор на котором, по большому счету, свёлся лишь ко взаимному обвинению сторон в ереси и невежестве и, в конце концов, к ругани и чуть ли не к драке.
Между тем, Никита Пустосвят (такое прозвище он получил от своих оппонентов за пустые разговоры) остался довольным переговорами. Выйдя из Грановитой палаты он объявил всенародно о своей полной победе.
Как же он ошибался! Царевна Софья на следующее утро приказала схватить бунтарей: Никита был казнён на Лобном месте (ему отсекли голову), а его соратники разосланы по монастырям.
Так и закончился Спор о вере.