Узнаем как учили детей в Древнем Риме, какими были школы и учителя, что преподавали и какие различия были в образовании между обеспеченными и рядовыми римлянами в Древнем Риме.
Первые школы (лат. scholae) появились в Древнем Риме примерно в III веке до н.э. Они были платными и недоступны детям из бедных семей, все образование которых, заключалось в помощи в работе родителям или работа подмастерьем у знакомых.
Первое время школы были общими, но вскоре поделены для школы для девочек и для мальчиков. Учебный год начинался в марте и посещали школу 7 дней в неделю, за исключением праздничных и особенно жарких дней. Учились от рассвета и до наступления темноты.
Детей будили еще до восхода солнца, раб помогал им умыться, привести себя в порядок, одеться и уложить волосы. Также утром детям подобает отдать почести богине Весте - этот культ один из самых почитаемых в Древнем Риме.
Расцеловав родителей и взяв школьные принадлежности, школьники отправлялись в школу в сопровождении раба, принадлежности, конечно же, за него несет раб. Таких рабов называли педагог от греческого paidagogos - "ведущий мальчика". Обратимся к одному из сочинений древнеримского школьника, где он описывает свой обычный день:
Я иду в класс и говорю учителю: «Доброе утро, учитель». Он целует меня и отвечает на мое приветствие. Раб отдает мне мои вощеные таблички, принадлежности для письма и линейку.
«Привет, ребята, дайте мне пройти на мое место, подвиньтесь. Слезай! Это мое место, я его раньше занял». Затем я усаживаюсь и приступаю к работе. Когда заканчиваю учить урок, я спрашиваю у учителя позволения пойти домой на обед. Когда он отпускает меня, мы обмениваемся пожеланиями всего хорошего. Придя домой, я переодеваюсь, съедаю немного белого хлеба, оливок, сыру, сушеного инжира и орехов и запиваю все холодной водой. После обеда возвращаюсь в школу, где учитель начинает читать. Он говорит: «Начнем работу».
После полудня я отправляюсь в сопровождении раба с полотенцами в термы. Подбегаю, чтобы поприветствовать знакомых, направляющихся в термы, и мы все желаем друг другу хорошо помыться и хорошего ужина».
Дисциплина в scholae в Древнем Риме любому современному человеку показалась бы немыслимой, так, например, бить палкой по рукам за ошибки было обычным средством, чтобы стимулировать школьника тянуться к знаниям. Также остались свидетельства, что в ходу была и порка кожаным кнутом.
Римский поэт I века н. э. Марк Валерий Марциал жил недалеко от одной из школ и жаловался на учителя, который частенько будил его ранним утром криками на учеников и криками самих учеников от телесных наказаний.
Школа для низких сословий представляла жалкое зрелище и размещалась в небольшим помещении, почти всегда даже без двери, отделенная от улицы занавеской, один учитель на все предметы, заработная плата которого была соизмерима с оплатой за труды обычного ремесленника.
Детей учили писать, читать, считать и последнее, должно быть, особенно сложным, если вспомнить правила написания римских цифр: I (1), V (5), X (10), L (50), C (100), M (1000) и их комбинации.
Марк Терренций Варрон писал, что в древнеримских школах по канону мальчикам преподавались грамматика, арифметика, геометрия, астрономия и архитектура, риторика и диалектика. Позже - военное искусство и основы римского права, а девочкам - медицина и ухода за детьми.
Образование девочкам давали домашние учителя, которые учили будущих римских матрон риторике, пению и танцам. Так как женщины в Древнем Риме не могли занимать каких-то должностей, они с юных лет воспитывались так, чтобы полностью посвятить себя семье и дому.
Мальчики из среднего класса и из обеспеченных семей сначала обучались минимальной грамоте у грамматиков, чтобы освоить навык хорошо писать и читать, после чего переходили на обучение к литератору. Умение понятно и четко излагать свои мысли делало более вероятной успех будущей карьеры в политике или военном деле. Также распространенной практикой у обеспеченных семей было преподавание греческого и юные римляне могли изучить еще один культурный пласт - греческой цивилизации.
Учителями в scholae для детей из обеспеченных римских семей были лучшие из лучших, люди, имеющие реальный опыт в той или иной дисциплине. В таких школах мотивация строилась не на страхе провиниться перед учителем и получить трепку, а на интересе к предметам и хорошей базе учителей.
Бумага в то время была дорогим удовольствием, поэтому уроки, в основном, заучивали наизусть и только как следует освоив письмо, царапали палочками на восковых дощечках. Письмо на пергаменте было прерогативой старшеклассников и детей из обеспеченных семей.
После окончания базового курса образования, юноши и девушки могли продолжить свое обучение, при наличии средств у родителей, но только у частных преподавателей.
Палец вверх, если понравилось!👍
Если вам понравилась эта публикация, пожалуйста, поставьте лайк и наши статьи будут чаще появляться у вас в ленте. А еще ваши лайки очень помогают развитию канала - буду признательна за оценку материала!