В Мультимедиа Арт Музее открылась ретроспектива итальянского новатора Лучо Фонтаны. В этом году зрители уже могли бывать на его выставках. Например, в музее Met Breuer в Нью-Йорке, где с января по апрель проходила первая в США за более чем 40 лет выставка художника. В Москве экспозиция автора знаменитых дыр и разрезов заняла три этажа МАММ. Рассказываем, как Фонтана нашел выход за границы полотен и при чем тут космическая программа СССР.
«Я родился в Росарио, провинция Санта-Фе, на берегу реки Парана. Мой отец был прекрасным скульптором, каким хотел стать и я. А мог бы стать и прекрасным живописцем, как дед, но понял, что все эти художественные обозначения меня не устраивают: я ощущал себя художником пространства, и никак иначе. Парящая в пространстве бабочка пробуждает мою фантазию. Избавившись от риторики, я теряюсь во времени и начинаю делать дыры».
Так о самом себе говорил абстракционист, новатор и основатель спациализма Лучо Фонтана. Именно он впервые со времен Казимира Малевича преобразовал картину столь радикальным образом.
— Прежде всего Лучо Фонтана известен своими пространственными работами с дырами и порезами (но он создавал не только их, подтверждение чему есть на выставке в МАММ).
«Пространственная» эра художника наступила прежде, чем человечество начало завоевание космоса. Формально — в 1947 году, когда Фонтана вернулся из родной Аргентины в Италию и выпустил «Первый манифест спациалитета». Упоминание космоса здесь не случайно. Фонтана был убежден в синтезе искусства и науки. Художник твердо верил в прогресс и технологии, был заворожен первыми опытами зарождающегося телевидения. Существующий художественный язык, по мнению Фонтаны, устарел, поэтому он боролся с академизмом, экспериментировал с материалами и формами, объединял живопись и скульптуру.
— В 1949 году впервые при помощи шила Лучо Фонтана протыкает холст насквозь.
Работы серии «Дыры», где прямо на поверхности картин было проделано множество круглых отверстий, становятся событием художественной жизни. А художнику позволяют переосмыслить пространство и материал картины. «Эйнштейн открыл космос как бесконечное, лишенное границ пространство», — отмечал Фонтана. А он сам, пронзая холст, отметал любые преграды и различия между жанрами.
«В отверстия, которые я проделываю, просачивается бесконечность, и живопись более не нужна».
— В 1957 году СССР запускает на орбиту «Спутник-1» — первый искусственный спутник Земли, с которого началась космическая эра.
Спустя год Лучо Фонтана в своей миланской студии совершает одно из самых простых и радикальных действий в искусстве XX века — прорезает полотно. Да, творчество художника в первую очередь ассоциируется с этим. Но эту технику он использовал лишь последние 10 лет своей жизни. При помощи разрезов Фонтана преодолевал пространство картины, выходил за его пределы.
В своих поздних произведениях художник порой прикреплял с обратной стороны холста слой черной марли, которая олицетворяла космос. И оставлял надпись. Так, на выставке в МАММ представлена работа «Пространственная концепция. Ожидание», на обратной стороне которой стоит подпись: «Мягкая посадка русских на Луне/Космическая эра».
— В Мультимедиа Арт Музее представлена серия фотографий итальянца Уго Муласа.
«Как и все, я дружил с Лучо Фонтаной, — был одним из его многочисленных приятелей. Я хотел сфотографировать его за работой, но он отказался, объяснив это так: "Я не могу сделать ни одного разреза, когда кто-то крутится вокруг. Думаю, сделать разрез специально на камеру у меня не получится… […] Можно подумать, я захожу в мастерскую, вешаю пиджак, и — раз! — быстро делаю три или четыре разреза. Нет, холст может висеть нетронутым неделями, прежде чем я пойму, что с ним делать. Я приступаю только когда уверен, — и я почти никогда не портил полотно"», — приводил слова Фонтаны Мулас.
— Для выставки в МАММ ее куратор Елена Джеуна написала текст. И так закончила его:
«В 1969 году члены экипажа «Аполлон-11» Нил Армстронг и Базз Олдрин совершили выход на лунную поверхность. Лучо Фонтана, родившийся в последний год XIX столетия, скончался за год до этого исторического события. Ему не довелось увидеть съемки высадки на Луну, обошедшие телеэкраны всего мира. Для Фонтаны Луна осталась такой, какой он запечатлел ее в своих работах: серебристая поверхность, отражающаяся в венецианской лагуне».
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.