Когда мой сын в пятом классе изучал в школе сказку "Снежная королева" датского писателя Г.Х.Андерсена , я заново взглянул на вроде бы знакомый с детства сюжет. И увиденное меня ошарашило.
Всё далее изложенное моё личное восприятие текста; оно может не совпадать с вашим, принятым в обществе и даже с авторским.
Христианский Бог— один из основных персонажей сказки
Большинство из нас в советском детстве были знакомы с сокращённым изданием Снежной королевы (а де-факто — цензурированым). Отсутствовали в тексте и молитвы Герды, и христианские песни. Сокращённый вариант иногда издаётся до сих пор. В полном варианте Герде помогают ангелы, она читает "Отче наш..", бабушка в конце сказки читает библию, а осколки разбитого зеркала — происки нечистого. Поют дети и песенку, которую Герда выучила в школе:
"... глядя на свои розы, она частенько пела эту песенку Каю, и он подпевал ей:
Лето миновало,
Не стало больше роз,
Скоро посетит нас
Младенец Христос!"
Этой же песенкой и горячими слезами девочка расплавляет осколок в сердце Кая; ей же заканчивает Г.Х.Андерсен своё повествование. Иисус Христос неявно присутствует рядом с Гердой на протяжении всей сказки.
Более того, символом лютеранства является роза. Пять лепестков символизируют пять ран Христовых. До сих пор в Дании к Датской церкви принадлежат более двух третей жителей.
Вспомним розовый куст, под которым играли дети. Затем розы в саду колдуньи помогают вспомнить девочке её цель и утешают её. И вот таким неявным, но очевидным образом Иисус Христос присутствует в сказке.
Окончание сказки — новая загробная жизнь.
Покинув замок Снежной королевы, герои встречают маленькую разбойницу, которая сообщает о кончине ворона. С христианской точки зрения животные не имеют бессмертной души, поэтому смерть для них — окончательное явление. Вороне остается лишь оплакивать судьбу и носить траур. Зачем автор вводит этот мотив в повествование? Христос преодолел смерть, и люди после смерти могут попасть в Рай в отличие от зверей. Кай и Герда несут весть о спасении и вечной жизни.
Маленькая разбойница под влиянием Герды стала менять свою жизнь. Она отпустила северного оленя и помогла девочке. Это потребовало душевных усилий, ведь и олень, и Герда представляли ценность в глазах разбойницы. Следующий шаг — уход из шайки злодеев. Поэтому маленькая разбойница слышит евангельскую весть и радуется.
Принцесса и принц уехали в чужие края... Хотя какой правитель уедет из собственного царства? У них всё было... но всё приходящее. Они оказались добры, но глухи к вести о вечной жизни, ибо золото и мирские удовольствия мешали им. Андерсен не желает им гибели, но и не помещает в Христово царство.
В конце сказки детей встречают розы, а затем бабушка читает из библии: "Если не будете, как дети, то не войдёте в Царствие Небесное!". Дети выросли и находятся в совершенном возрасте. Вспомним христианские представления, что воскресшие будут без изъянов и молодыми, но взрослыми. А вокруг цветы и весна, молодая зелень... Рай. Кай, Герда и бабушка находятся в Раю, то есть они умерли.
Жизнь в земном суетном мире может привести к гибели души, но преображение Кая и Герды уже окончательное: сердца их чисты безупречно, их человеческая природа исправлена. Им не зачем дальше существовать в грешном мире, поэтому логично, что им теперь место только в Раю.
Отмечу, что отличие путешествия Герды в ледяной Ад Севера от спуска в Преисподнюю Орфея в следующем. Орфей может вернуть свою возлюбленную в земной мир, но не более того. А итог — всё равно царство мёртвых. Христиане же могут попасть в Рай. И после всех злоключений герои сказки попадают в Рай — и это ... счастливый конец!
Автор статьи - Лямшин Илья Николаевич